Театр Маяковского представил премьеру "Евгения Онегина"

Театр им. Маяковского представил одну из самых ожидаемых премьер сезона, "Евгения Онегина" - в постановке своего художественного руководителя Егора Перегудова. Пушкин для театра - всегда задача "со звездочкой", а уж его знаменитый на весь мир роман тем более: во-первых, стихи, во-вторых, почти полное отсутствие прямой речи героев... Может, именно поэтому во всей Москве можно найти лишь одного "Онегина", любимого и признанного зрителем без возражений - спектакль Римаса Туминаса в Вахтанговском театре?

Театр Маяковского представил премьеру "Евгения Онегина"
© Российская Газета

У маяковцев получилась своя особенная история, в которой - и теперь в этом можно не сомневаться - сбылась их мечта: чтобы Пушкин присутствовал на сцене, даже когда в программке для него не предусмотрено отдельной роли. Не предусмотрено - но он в спектакле объявился сам.

В этом "Евгении Онегине" перемешались пушкинские главы: последовательная хронология романа - это слишком скучно, как и прилипшая к нему, с подачи всем известного неистового критика, "энциклопедия русской жизни". Избавить пушкинский сюжет от ярлыков и штампов - вот чего больше всего хотелось постановочной команде.

Вероятно, потому Татьяна, которая в романе появляется не сразу, - здесь возникает перед нами уже в первой сцене: вот она в имении Онегина, в отсутствие хозяина проникла в его кабинет... На минуточку, у Александра Сергеевича в романе это - предпоследняя глава.

- Слово "энциклопедия" чаще всего наводит скуку, - объясняет Егор Перегудов. - Но, чтобы понять первую любовь девочки, никакая энциклопедия не нужна, все через это проходили. И в случае с Онегиным и Ленским, когда один убивает другого, - понятно, что это трагедия, и не нужно ничего пояснять. Мы старались рассказать историю людей живых, а не придуманных - таких, которым хочется сопереживать.

Зритель счастлив, когда артисты делают паузу - чтобы те, кто в зале, продолжили знакомые с детства строки

Инсценировку пушкинского романа в стихах режиссер создал сам - писал ее полгода. На главные роли бесстрашно взял вчерашних выпускников: Татьяну играет Варвара Бочкова, принятая в труппу в прошлом году, а Евгения - Мамука Патарава, уже знакомый зрителям и по другим спектаклям. Оба, кстати, щукинцы.

Для Варвары Бочковой эта роль - дебютная. И надо сказать: ее Татьяна ломает привычный стереотип - она белокура, и характер у нее живой, а то и шкодный. Нет, она может быть задумчивой, молчаливой. Но чаще не нужно театрального бинокля, чтобы заметить, как иногда чувства, бущующие внутри героини, готовы ее разорвать.

- Да, - признает сама актриса, - моя Татьяна горячее, чем ее привыкли видеть. Она искренняя, у нее большая душа. Мне было важно это показать.

И очень к месту платье у Татьяны - красное! Вот уж, казалось бы, пушкинскую героиню легче представить себе в чем-то акварельном. Тем более в сцене объяснения с Онегиным. Но оказалось, ничто лучше этого красного не в силах передать все чувства девушки: пылающей одновременно любовью и стыдом. От своего признания и от его холодной отповеди...

Трудно сдержать улыбку, глядя, как сердобольная няня (прекрасная роль Татьяны Орловой!) пытается утешить взволнованную влюбленностью девочку: тут две актрисы разыгрывают целый мини-сериал из уморительных сценок, и все это как россыпь искр - словно не отрепетировано много раз, а на ходу придумано и вспыхнуло.

"А что ж Онегин?" А его, как Гамлета, мечтают многие сыграть. Мечтал и Мамука Патарава. Говорит, что стоило ему однажды посмотреть тот самый спектакль вахтанговцев, как стал говорить стихами. Больше того - он из-за того Онегина и перебрался в Москву.

- Знаете, иногда бывает предчувствие роли, - рассуждает Мамука. - Для меня роль Онегина была желанна - хотя я и не думал никогда, что сыграю его. А когда узнал - ощутил пять секунд счастья, а потом - ужас: а что там играть? Для меня Евгений Онегин - даже не персонаж, а тема: это когда тебе изначально в жизни дано все лучшее, но очень быстро всего этого становится недостаточно - и скучно. Разве нет таких людей сегодня?

К счастью, один из центральных персонажей русской литературы не задавил артиста. Мамука Патарава наделил Онегина подвижностью и ловкостью, усталым взглядом - но с такой дьяволинкой в глазах, с такими кудрями и профилем, что... На репетициях однажды коллеги обомлели.

- Мы, конечно, знали, что Мамука - человек пушкинского взгляда на мир, романтичный, эмоциональный. А в один момент вдруг выяснилось: он еще и внешне на Пушкина похож. На одной из репетиций вышел в цилиндре - и мы были в шоке, потому что раньше этого никто не замечал, - рассказал режисссер.

Насколько много в Пушкине Онегина - или в Онегине Пушкина? В случае с Мамукой этот вопрос как будто сам собой отпал. И зрителю нет-нет да и увидится в герое - Пушкин.

Зритель счастлив, когда артисты делают паузу - чтобы те, кто в зале, продолжили знакомые с детства сроки. Это игра и счастье узнавания, которые моментально оживляют публику и вызывают радость. Кстати, режиссер вплетает в спектакль и другие пушкинские стихи, например, "Я помню чудное мгновение", - как не вспомнить, что оно вовсе не из "Онегина"? Но почему бы пылкому Ленскому не признаться в своих чувствах таким вот образом?

В декорациях царствует зима - летят пригоршни снега, на кусочки крошатся ледяные глыбы... Но в основном, зима эта растоплена любовью Татьяны, и журчит почти весенними ручейками прямо по сцене.

Хотели сохранить воздушность пушкинских строк (не зря ведь - "летучие творения")? Хотели напомнить, что "Евгений Онегин" - не пыльная ковровая дорожка и не школьный зубреж, а то, что гений может сотворить из воздуха и света, прямо на глазах у зрителей? Главный успех премьеры в том, что получилось так - как и хотели.