Один из самых возрастных танкистов на спецоперации называет себя 1806-м юкагиром

И тропинка и лесок,В поле - каждый колосок.речка, небо голубоеЭто все мое родное.Это Родина моя,Всех люблю на свете я!

Один из самых возрастных танкистов на спецоперации называет себя 1806-м юкагиром
© Российская Газета

В тот день состоялся первый самостоятельный выезд на боевое задание для поддержки наших бойцов на передке. С вечера подготовили танк к выезду. Дед, как его звали бойцы всего батальона, с вечера вместе с экипажем занялся подготовкой машины. Хотя и имел Дед позывной Алазея, но все его звали именно Дедом. Старше всех по возрасту, обстоятельный, со своими взглядами на жизнь, внушал всем именно такое отношение. А позывной Алазея стал позывным для всего экипажа, хотя каждый из бойцов имел свой позывной. У наводчика - Андрюха, а механик-водитель - Секира.

Подъехав к хозяйству старшины, занялись боекомплектом. Дед, как всегда, первым кинулся к штабелям со снарядами, но его опередил Секира:

- Дед, давай я буду снаряды поднимать, а то ведь развалишься, а как потом без тебя-то. И к пулеметному боеприпасу не подходи.

Разведя руками, Дед занялся другими делами. В любой технике, тем более такой сложной, как танк, всегда есть чем заняться. Дед потихоньку похлопал по броне танка и, как обычно, стал с ним разговаривать.

- Ну, ласточка, завтра в бой. Не подведи. Первый раз сами выезжаем. Вроде тебе все смазали, подкрутили. Должен отработать, как положено. Пусть тебя минуют вражеские снаряды, а твои снаряды пусть лягут, куда положено.

- Ты о чем там, Дед, говоришь? С кем говоришь? - Андрюха разглядывал его манипуляции.- Какая же это ласточка? Махина, броня!

- Э-э, перестань, Андрюха. С мое поживешь, со своей ложкой начнешь говорить.

Выплевывая синий дым, порой переходящий в густой черный, танк Т-80 послушно несся вдоль лесополос по натоптанной разного рода тяжелой техникой проселочной дороге. Дед, высунувшись, спокойно оглядывал серое небо.

Знакомый еще со срочной службы танк, на его взгляд, был безупречен. До этого дня он стрелял из этого танка только на стрельбищах полигона. Начавшийся у "укропов" контрнаступ заставлял теперь уже выезжать постоянно каждый день, а порой и два раза в день, при этом расстреливая весь боезапас. С экипажем познакомился недавно, но уже из одной миски ели и в одном блиндаже жили. Поэтому за два месяца службы уже накрепко сдружились и понимали друг друга с полуслова.

По информации, "укроповская" минометная батарея крупного калибра не давала покоя и ребят достаточно покалечила. Очень просили разобраться.

Алазея контракт подписал в марте и в мае уже приступил к выполнению боевого задания. Все удивлялись, что он оказался здесь из самой удаленной точки Якутии, да при этом еще со смехом утверждая, что он единственный юкагир на всем фронте СВО. Хотя прекрасно знал и рассказывал друзьям, что его родной племянник - тоже юкагир и тоже командир танка.

В шлемофоне раздался голос механика-водителя:

- Дед, ты с утра огонь покормил?

- Да, конечно. Ты еще дрых, а я уже все сделал.

- А танк прокоптил?

- Не прокоптил, а обкурил. Конечно, все сделал, Секира. Не беспокойся. Все будет хорошо. У меня в роду сильные шаманы были.

- Шаманы - это хорошо. Оберег, который ты мне дал, я всегда с собой таскаю.

- Ну и хорошо. Смотри на дорогу внимательнее. Скоро будем на месте.

Прибыв на место, дождались подхода ротного пехотинцев.

- Здорово, мужики, - подавая руку, - тут нас минометная батарея задолбала. Уже несколько человек "300". Постоянно долбит и долбит. Житья совсем не стало. Накроете, будем премного благодарны. Вот координаты. Примерно семь километров до их позиций.

- Хорошо. Разберемся и постараемся. Секира, посмотри пути отката и танк не глуши. После стрельбы сразу откат. Андрюха, заряжай осколочным. Слышь, пехота, а дрон поднимете?

- Да, конечно. Скорректируем и проконтролируем.

- Понятно. Поднимай дрон. И как будете готовы, сообщи. Сразу начнем. Андрюха, вот расчеты. Наводи.

Спустя некоторое время от пехотного командира поступил сигнал о готовности дрона для корректировки стрельбы.

- Дед, придется откатываться до следующей лесополки. Метров 200, - запыхавшись, Секира доложил командиру.

- Понятно. Приготовились. Первый выстрел. Огонь!

После четвертого выстрела от ротного пехотинцев поступило сообщение о поражении одного из минометных расчетов. После восьмого был накрыт и второй расчет.

- Секира, откат! Быстро.

Только успел танк откатиться на несколько метров, как на место, где они только что стояли, упал снаряд. Взрывной волной Деда откинуло на люк.

В тот день экипажем Алазеи были накрыты обе обозначенные цели, и только чудом, умением и расторопностью экипажа можно было объяснить то, что они уцелели и без единой царапины вернулись на базу.

Дед родом из Нижнеколымского улуса Якутии. Ему сейчас 62 года, и он командует танком Т-62 . Считается самым возрастным командиром танка. В 2023 году за все выполненные боевые задания он был награжден медалью "За боевое отличие".

Впервые подписал контракт с Министерством обороны РФ Алазея в свои полные 60 лет. Но под давлением обстоятельств был демобилизован в октябре 2023 года.

Но не успокоился... В декабре 2023 года, собрав на свои деньги гуманитарную помощь в виде различных инструментов, столь необходимых на фронте солдатам, и накупив разного рода продуктовых деликатесов, приехал вновь на фронт к своим боевым друзьям. А в августе 2024 года вновь подписал контракт с Минобороны России и оказался на фронте в самом пекле.

В шутку он себя называет 1806-м юкагиром, так как именно под этим номером он был записан во время прошлой переписи населения. Кстати, один из его племянников командует танком Т-80 на курском направлении.

Строчки в самом начале материала наверняка помнят те, кто смотрел фильм "Брат-2". Но мало кто знает, что это стихотворение перевел юкагирский поэт Николай Курилов. И оно, на мой взгляд, соответствует внутреннему содержанию бойца Алазеи, племянника поэта.

Справка "РГ"

Об авторе

Александр Седалищев работает в жанре прозы и драматургии. У него издана книга прозы "Отцова ноша", пьеса "Город исчезающей любви" успешно поставлена на сцене Саха драматического театра. В скором времени выйдет вторая книга прозы, и он завершил работу над пьесой "Узелки судьбы". Впервые его рассказы и повести были опубликованы в журнале "Полярная звезда".

Этим летом Александр Седалищев уехал волонтером на СВО, оставив достаточно солидную должность и спокойную, размеренную жизнь. Александр Николаевич - один из тех якутских мужчин, которых отличают твердость, немногословность и сила духа. Трудно даже представить, что значит работать волонтером, представляя интересы бойцов из республики в зоне СВО... Но, несмотря на это, он продолжает писать. О войне, о героях.