В Красноярске открыли Центр электронной музыки

Электронная музыка - это только громкие вечеринки и любимые треки The Prodigy? Если вы думаете так, то сильно ошибаетесь, к этому направлению давно пора относиться серьезнее: сегодня это еще и целая тема для научных изысканий. Первый в стране Научно-исследовательский центр электронной музыки (НИЦЭМ) открылся в Красноярске, на базе Колледжа сферы услуг и предпринимательства.

В Красноярске открыли Центр электронной музыки
© Российская Газета

НИЦЭМ является научной организацией, объединяющей в своей работе, казалось бы, абсолютно несовместимые сферы: искусства и точных наук.

- В России есть Научно-творческий центр электроакустической музыки Московской государственной консерватории им. Чайковского. Это старейшая организация с подобной научной специализацией, если рассматривать ее как преемницу лаборатории акустики, открытой еще в 1920-е годы, - рассказывает основатель центра Дмитрий Соколовский. - Существует еще студия электроакустической музыки при Уральской государственной консерватории им. Мусоргского, несколько центров в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Но научный центр именно электронной музыки на данный момент открыт только у нас, в Красноярске.

Музыкой Дмитрий начал заниматься еще в студенческие годы. И втянулся в этот процесс настолько, что, будучи по первому образованию историком, получил второе - профильное техническое и много лет проработал звукорежиссером Красноярского театра оперы и балета (в котором, кстати, начинал свою карьеру Дмитрий Хворостовский). Затем преподавал звукорежиссуру в красноярском институте искусств.

Для многих прозвучит удивительно, но в России существует развитое сообщество любителей интеллектуальной музыки. У нее есть и свой рынок, и активное общение поклонников жанра.

- В 2010 году я делал аранжировку произведения "Смерть героя" из "Сибириады" Андрея Кончаловского, - вспоминает Дмитрий Соколовский. - Пришел положительный ответ, а позже мне удалось поговорить с самим Эдуардом Николаевичем по телефону. Разговор длился около получаса и оставил у меня самые приятные впечатления о композиторе как о человеке. По поводу моей аранжировки Артемьев сказал дословно следующее: "Ну а почему нет? Имеет право на существование. Но у меня, конечно, лучше звучит". Должен сказать, это очень высокая оценка.

В НИЦЭМ указывают на то, что электронная музыка - самобытное и оригинальное явление, ей уже не один десяток лет. Но именно сейчас в связи со стремительным развитием технологий перед ней открываются воистину безграничные возможности. При этом вопросы исследователи этого направления ставят невероятные - иногда словно из области фантастики или будущего.

- В музыкальной теории до сих пор остается много белых пятен, даже если говорить об эпохе классицизма. Я уже не говорю о XX-XXI веках. Возникновение такого явления, как "электронная музыка", с новой остротой поставило вопрос о сущности музыки вообще. Нас интересуют такие фундаментальные вопросы, как философия, психология, этика и эстетика, социальные аспекты электронной музыки. Многие темы, которые мы планируем разрабатывать, ни в отечественной, ни в зарубежной науке даже не затрагивались, - уверен Дмитрий Соколовский.