Игрушечное пианино, шалюмо и варган шамана

Услышать от носителей итальянской культуры великое наследие "рыжего священника", как называли Вивальди современники, дорогого стоит. Сам итальянский гений дал подсказку концертной программе, специально подготовленной музыкантами для выступления на московском фестивале искусств Юрия Башмета. В 1716 году композитор опубликовал цикл из двенадцати скрипичных концертов под названием "LA STRAVAGANZA". Но музыкальное барокко прославленного Антонио предстало в иных нарядах - в творческом решении музыкального руководителя SOQQURDRO ITALIANO и автора идеи аранжировок Клаудио Борджианни. Придумщик этой интересной метаморфозы вышел на сцену и рассказал публике о предстоящем двойном путешествии со своим гениальным соплеменником. Сеньор Клаудио, профессиональный актёр и драматург, специализируется на синтетических проектах на грани музыки и театра. Каждый номер программы представлял из себя фрагмент из инструментального концерта, оперы, духовного мотета композитора и символизировал какой-либо город несравненной красавицы Италии. Рим и Мантуя видеопроекциями живописи, архитектуры, скульптуры на экране появлялись под музыку из оперы "Тит Манлий". Венеция - "Пылающий огонь" - оживала под звуки концерта для гобоя, струнных и бассо континуо. Флоренция - "Икар" - радовала глаз фрагментами шедевров изящных искусств и услаждала слух скрипичным концертом. Миланский собор вырастал перед зрителем мотетом "Stabat Mater". Феррара, Урбино, Неаполь, Болонья, Турин проплывали перед зрителем, рассказывая о себе языком знаменитого венецианца Вивальди. Открывала и завершала вечер струнная группа Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Пролог "Aluminium" и Эпилог "Пристанище" были фрагментами из скрипичных концертов, исполненные молодыми музыкантами-питомцами Юрия Башмета, под управлением итальянского маэстро Лоренцо Биццари. Вокальным голосом выступления итальянских артистов был обладатель уникального контратенора Винченцо Капеццуто. Он стал центром притяжения всеобщего внимания и благодаря, в том числе, своему хореографическому мастерству профессионального танцовщика. Стильная экстравагантность у итальянских артистов также присутствовала в необычном сочетании инструментов. Аранжировки для почти джазовой ритм-секции: контрабас (Марко Форти), ударная установка, виброфон, перкуссия (Леонардо Рамадори) и в качестве клавишных клавесин с игрушечным пианино оттенялись сопрано-, альт-саксофоном, шалюмо и пластинчатым варганом (Лучано Оролоджи). Шалюмо - деревянный духовой инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма, среднее между блокфлейтой и кларнетом. Варган - магический инструмент шаманов, мистический и завораживающий. Красное игрушечное фортепиано нещадно фальшивило, вероятно, добавляя барочной аутентичности, как при исторически информированной игре современных исполнителей. По завершении программы публика требовала бисов, получив их в двойном экземпляре. Концерт получился в оригинальном формате, сочетающем барочную классику, этно, эстрадный поп, джаз, рок с элементами шоу и видео инсталляций.

Игрушечное пианино, шалюмо и варган шамана
© Ревизор.ru