Вышел фильм, раскрывающий тайну гибели летчика и писателя Сент-Экзюпери

Фильм "Сент-Экзюпери" с французскими звездами Луи Гаррелем и Венсаном Касселем в главных ролях вышел в европейский прокат в прошлом году, спустя восемьдесят лет после гибели всемирно любимого писателя и легендарного летчика. До российского проката картина добралась только сейчас, но не опоздала - совсем скоро и 23 февраля, праздник настоящих мужчин. А через считанные месяцы - День Победы. Самое время вспомнить об одном из знаменитых антифашистов планеты.

Вышел фильм, раскрывающий тайну гибели летчика и писателя Сент-Экзюпери
© Российская Газета

Начнем с конца. В финале фильма впервые в мировом кинематографе мы видим реальную историю гибели Антуана де Сент-Экзюпери. До этого принято было рассказывать, что отец "Маленького принца" разбился в Альпах. Но в 1988-м году на дне Средиземного моря близ Марселя был найден браслет с именем жены писателя и адресом его издательства, а спустя еще два года там же отыскали и фрагменты самолета-разведчика, на котором Экзюпери отправился в свой последний полет. И вскоре объявился ветеран Люфтваффе, заявивший не без гордости, что - да, это именно он на своем фашистском "Мессершмитте" сбил Экзюпери 31 июля 1944 года.

В версии франко-аргентинского режиссера Пабло Агуэро, который часто снимает фильмы по подлинным событиям, Экзюпери в последние минуты перед смертью размышляет именно о фашизме. И о том, что каждый из нас мог бы противопоставить Злу, рожденному в самом сердце европейской цивилизации…

Странно, но европейские кинокритики, говоря о картине Агуэро, дружно промолчали именно об этом эпизоде. Хотя для фильма он на самом деле - ключевой. Все нити сюжета, сотканного из реальных воспоминаний и собственных интерпретаций режиссера, сходятся на главном вопросе: зачем это было нужно Экзюпери? Почему он сделал выбор: бороться - а не поддаваться обманчивому обаянию зверя, "которого мы пропустили, пока летали над горными хребтами".

Действительно - почему?

С первых минут режиссер уносит нас в 1930-й год, в Анды, где Экзюпери вместе с другом и наставником Анри Гийоме - пионеры почтовой авиации - ежедневно перевозят грузы и корреспонденцию по ту сторону Кордильер. За ними по пятам и все быстрее "летают" днем и ночью конкуренты - поезда. Чтобы не потерять работу, летчики думают ускорить перелеты, проложив более короткий маршрут над горными хребтами.

Первым на разведку летит Гийоме, и вскоре пропадает с радаров. Как быть Экзюпери? Лететь следом - верная гибель. Остаться - и потом всю жизнь терзать себя, как труса, предавшего друга? Экзюпери свой выбор сделал: лететь над Кордильерами нельзя - но он решился. Даже не спрашивайте, почему.

"Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе".

Самолет Экзюпери поднялся на высоту в шесть тысяч метров, хотя мотор начал чихать и глохнуть уже при четырех тысячах. Что помогло ему? Знания, воздушные потоки, вера в мечту? Любой ответ будет верным. Потому что главное - именно тогда рождается Экзюпери, который спустя 14 лет предпочтет умереть героем в противостоянии с фашизмом. Он ведь уехал, эмигрировал из оккупированной немцами Франции - в богатую и теплую Америку. И успел даже издать там своего "Маленького принца" - сказочную повесть, в которой один из героев пьет, "чтобы забыть". Другой же борется с баобабами, которые опутывают, оплетают всю планету - как паутина, практически всемирная сеть. Можно же было самому Экзюпери тихо отсидеться за океаном, как-то ужиться с баобабами - но тогда он не был бы Экзюпери.

Снимали фильм в тех же местах, где в 1930 году он летел через Кордильеры. Режиссер Пабло Агуэро вырос в этих краях, с детства помнил чудесные истории о тех перелетах. Перед европейской премьерой он признавался: "Вообще пример Экзюпери научил меня справляться с трудностями жизни, и сегодня продолжает помогать - и не сдаваться".

Трудностей жизни, кстати, хватало и на съемках "Сент-Экзюпери". Киногруппа приехала в Анды в разгар зимы, в минус 20, - чтобы непременно "запечатлеть сумеречные сияния, которые бывают только вблизи полюсов, и снежные бури, зернистость которых не передают никакие цифровые эффекты". Камеры уносила пурга, квадрокоптеры падали, актеры коченели - зато какая красота: в одной из сцен герой облетает в Патагонии пик, который позже назовут в его честь. А начинался фильм с известного рисунка из "Маленького принца" - не то шляпа, не то удав, проглотивший слона. У режиссера Агуэро - это вид сверху на Остров птиц в Патагонии, где Экзюпери не раз пролетал.

Есть в фильме и домашняя лиса, и змея. Есть даже мальчишка-пастух Хуан Гуальберто Гарсия - это он нашел Гийоме, живого, но израненного. И угадывается в мальчишке тот самый принц, которого читатели искали в звездном небе. Волосы только не золотые, а черные как смоль. Но наивность и мудрость - при нем… Интересно, что спустя десятки лет этого пастуха, уже повзрослевшего, наградит Рыцарским Крестом за спасение знаменитого летчика французский президент Жак Ширак - хотя в фильме этого уже нет. (Да и где они теперь, внушающие хоть какое-нибудь уважение руководители "цивилизованного мира"?!)

Друга Экзюпери, летчика Анри Гийоме, ровно через десять лет после того чудесного спасения собьет фашистский истребитель. Над тем же Средиземным морем, над которым в картине летит навстречу своей смерти Экзюпери: "Ты смог пережить горный хребет, но не смог пережить фашизм". Писатель будто пытается разглядеть в облаках черты своего друга - чтобы ответить ему на самый важный для себя вопрос: что я могу сделать совсем один против фашистов?

"Я буду вдохновлять других людей сражаться вместе с нами, буду драться без оружия, буду летать, снова и снова…"

Пусть этих мыслей о борьбе с фашизмом будто не заметили. Пусть современный европейский взгляд рисует перевернутую странную "историю", в которой главными врагами стали те, кто восемьдесят лет назад победил нацистских "мессершмитов". Но в финале картины, уже в горящем самолете, Сент-Экзюпери успевает выкрикнуть: "До Победы!". Пускай и этих слов не слышат кинокритики, но мы-то знаем: это же он завещает нам - очистить землю от фашистских баобабов.