Круговорот планет и чувств. Михаил Голиков рассказал о любви вселенского масштаба

Омский симфонический оркестр под управлением Михаила Голикова отправил слушателей в музыкальное путешествие во времени и познакомил с вселенским масштабом классических партитур. 13 февраля со сцены Концертного зала филармонии прозвучали шедевры классики - музыка Моцарта, Рахманинова и Хачатуряна. Увлекательное сочетание произведений, вдохновлённых историческими подвигами и мифологическими персонажами, - в исполнении Омского академического симфонического оркестра под управлением маэстро Михаила Голикова. Главный дирижёр и художественный руководитель Международного оркестра "Таврический" вернулся в Омск с программой "Спартак и Юпитер", соединившей музыкальные произведения, будоражащие сферу чувственного, пронизанные страстями и сильнейшими душевными переживаниями. Концерт прошёл накануне Дня влюблённых. - Вся музыка о любви и совершенно разной любви. Очень важно говорить о ней со сцены через произведения великих авторов. И делать это нужно не только в День влюблённых. Та серьёзность, которая заявлена в этой программе, миф о Спартаке - это удивительная история мужества, борьбы и героизма, так восхитившая и побудившая написать балет на эту историю Арама Хачатуряна уже в разгар Великой Отечественной войны. Но тем не менее она нашла своё яркое воплощение в балетной жизни уже именно как история любви, - поделился с "Омск Здесь" Михаил Голиков. - Последняя симфония Моцарта - квинтэссенция всей жизни 35-летнего композитора, которому любовь была дана при рождении. Сегодня мы отмечаем не просто его талант, а гениальность. Это тоже то самое зерно любви. И несмотря на такое грозное название - Юпитер, оно подчеркивает ту невероятность Вселенной любви, которую Моцарт отразил на страницах своей партитуры. Сегодня по-другому можно оценивать любовь - она многогранна и многолика. И та любовь, которую мы можем выразить в концерте и обменяться ею со зрителем, и есть тот самый День влюблённых. Анданте для флейты с оркестром до мажор и Симфония № 41 до мажор "Юпитер" Моцарта рассказали, как планетная мощь, власть и энергия Вселенной соседствуют с хрупким женским образом и той любовью, в ритме которой, не переставая, бьётся женское сердце. Михаил Голиков - Мифов о Моцарте очень много, в том числе связанных с его Симфонией № 41. Один из таких - очень важных: Моцарт именно эту, последнюю симфонию так и не услышал при жизни. Это очень, на мой взгляд, важно и ценно, потому что почти все остальные произведения были им исполнены. Ещё один важный миф гласит, что три своих самых великих симфонии Моцарт написал в один год, писал их, как опять же гласит миф, как единую мегасимфонию, состоящую из трёх. Такого не делал никто, и, возможно, именно Моцарт мог пойти на это, - рассказывает маэстро. - То, что у этой симфонии закрепилось программное название "Юпитер", тоже неспроста. Это намёк на вселенский масштаб, на некий мощный танец, а может быть, на шествие или круговорот планет, который устроил Моцарт в этой симфонии. Столь светлой, столь энергичной и энергетической музыки, пожалуй, у Моцарта больше нет. Удивительная особенность симфонии, на которой маэстро Голиков сделал акцент, рассказывая залу захватывающую музыкальную историю, - это соседство двух невероятных начал, совершенно полярных: гигантских, исполинских, сильных планет Солнечной системы и тонкого хрупкого женского образа. - Именно здесь есть эти два начала, которых нет ни в одной другой симфонической музыке Моцарта. Это можно где-то уже найти в эпоху романтизма, и то не в такой пропорции, когда мощные световые аккорды уже к третьему такту сменяются совершенно удивительной, трогательной, хрупкой женской темой, в которой столько любви и при этом силы и огня. И вот это развитие этих двух тем приводит к тому финалу, где пять тем соединяют эти два начала - мужское и женское. Причём в удивительных и даже волшебных сочетаниях, когда женская тема вдруг обретает мужскую силу и, наоборот, мужская тема становится невероятно нежной и лиричной, - отмечает маэстро. И именно эта симфония, по словам Михаила Голикова, прекрасно предшествует тому самому Анданте для флейты, где нежный образ, являющийся в сольной партии флейты, контрастирует с достаточно волевыми и несколько ироничными аккордами фактуры оркестра, которые её сопровождают. Это погружает слушателя в атмосферу мыслей о поиске гармонии. Это кокетливая, тонкая, полная нежности, очень личная тема. На сцене - флейтистка из Санкт-Петербурга Милана Журавлёва. Милана Журавлёва и Михаил Голиков Калейдоскоп чувств продолжает создавать новые узоры любовных грёз. С. Рахманинов с Рапсодией на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Джазовые интенции, страсть "скрипача дьявола" и русская душа слились в одно целое. За фортепиано - пианистка Варвара Кутузова из Москвы. С Михаилом Голиковым они знакомы давно, 10 лет выступают с концертами, но в Омске впервые вышли на сцену вместе. - Рапсодию на тему Паганини мы исполняли в Санкт-Петербурге, - поделилась Варвара Кутузова. - Это уникальное произведение, потому что это не типичный трёхчастный концерт. Вариации на тему Паганини - темы, которые видоизменяются на протяжении всего концерта: есть и джазовые, и романтические линии, и, наверное, это одно из любимых произведений в моём репертуаре. <...> Произведение очень многогранное! Его можно сравнить лишь с душой человека. Или со стихией - тогда это что-то, связанное с водой или с погодой - она так же переменчива и неоднозначна. Варвара Кутузова В финале вечера прозвучала сюита из балета "Спартак" А. Хачатуряна, где композитор задокументировал подвиг предводителя восстания рабов и смелый порыв его сердца навстречу к мечте о свободе. Подвиг, который вдохновлял людей бороться за то, что для них дорого, и идти навстречу идеалам, даже если впереди неудача. Уже 29 марта Михаил Голиков и Варвара Кутузова вернутся в Омск с новой программой "Пляски огня" (6+). В концерте - музыка Листа, Брамса, Стравинского. А пока смотрите, как прошёл концерт 13 февраля, в фоторепортаже Ильи Петрова. Фото: Илья Петров

Круговорот планет и чувств. Михаил Голиков рассказал о любви вселенского масштаба
© Омск Здесь