В России выходит фильм Пола Шредера "О, Канада" из каннской программы
12 февраля, за неделю до официального выхода, прошел пресс-показ нового фильма режиссера Пола Шредера "О, Канада". Пронзительная драма с Ричардом Гиром и Умой Турман в главных ролях рассказывает историю об успешном режиссере, который чувствует глубокую пустоту и решает обрести покой, рассказав о своих грехах перед камерами. Картина снята по книге известного писателя Рассела Бэнкса Foregone ("Предрешенный") и номинирована на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля.
B центре сюжета Леонард Файф - легендарный режиссер и документалист, который поведал миру немало захватывающих историй. Но одну историю он так и не рассказал - историю своей жизни. В 78 лет он узнал, что серьезно болен и решил пригласить к себе съемочную группу и журналистов, чтобы, наконец, раскрыть всю правду о своей жизни. Но можно ли верить человеку, который всю свою карьеру построил на лжи? Это и предстоят выяснить зрителю.
Действие фильма разворачивается одновременно в настоящем и прошлом - в ключевых эпизодах жизни главного героя в 1960-х годах. Для отображения разных временных эпох Шредер пригласил двух актёров на роль Леонарда: Ричарда Гира ("Чикаго", "Красотка", "Хатико: самый верный друг", "Американский жиголо") и Джейкоба Элорди ("Солтберн", "Присцилла: Элвис и я", "Эйфория"), который исполнил роль молодого Файфа, разочарованного писателя и молодого отца.
По сюжету Файф стал успешным документалистом после того, как сбежал в Канаду, чтобы уклониться от призыва на войну во Вьетнаме. Больной и умирающий в Монреале, он даёт интервью своему бывшему студенту. "Я сделал карьеру, заставляя людей говорить мне правду, теперь моя очередь", - произносит Леонард. Герой ищет искупления за карьеру, построенную на мифах и обмане. В своей исповеди он раскрывает себя с другой стороны - запутавшегося в ошибках прошлого и не видящего ничего светлого в будущем. Значимое место в этом фильме занимает жена Файфа по имени Эмма. Для неё интервью супруга на смертном одре становится огромным открытием, так как она узнаёт всю правду о человеке, с которым она построила жизнь и семью. Пик близости между супругами возникает только в привычной для Леонарда обстановке - перед камерами. Роль Эммы воплотила звезда культовых картин "Убить Билла" и "Криминальное чтиво" Ума Турман.
По словам режиссера и сценариста Шредера ("Американский жиголо", "Холодный расчет", "Изгоняющий дьявола: Приквел", "Дневник пастыря"), он решил рассказать миру историю, которая может затронуть сердца современных людей, и не важно, в какой стране они живут. Этот фильм можно назвать одой памяти его другу - знаменитому писателю и автору романа-первоисточника Расселу Бэнксу, который умер еще в начале производства фильма 7 января 2023 года.
"Когда мой друг, писатель Рассел Бэнкс, заболел, я обдумывал другие сценарии для фильмов. И вдруг понял, что тема честности на смертном одре должна стать центральной в моём новом фильме. Рассел, будучи здоровым, написал книгу о смерти под названием "Предрешенный". Он рассказал мне, что хотел назвать её "О, Канада", но название уже было занято романом Ричарда Форда. И всё же он попросил меня использовать его изначальный вариант для фильма", - поделился Пол Шредер.
Фильм впечатлил присутствующих на пресс-показе своей оригинальной подачей: режиссер обратился к приему ретроспекции и создал многослойную мозаику из временных рамок и визуальных стилей, чтобы показать развитие личности Леонарда. "Настоящий" Файф и Файф из воспоминаний встречаются в одном кадре, их объединяет чувство сожаления о боли, которую они причиняли своим близким. Картина использует разнообразные форматы съёмки: широкоформатные кадры для дорожного путешествия Леонарда в Канаду, цветной узкий формат для сцен интервью, чёрно-белые кадры для воспоминаний героя и насыщенный красно-оранжевый тон для ключевых эпизодов.
"О, Канада", - срывается с губ главного героя, находящегося при смерти. Эту же фразу произносит молодая версия Файфа по приезде в Канаду. Образ страны напрямую связан с мотивом признания собственных ошибок документалиста: именно в ней Леонард освобождается от мифов о "политически ангажированном художнике" и предстает человеком, который всё же смог освободиться от обмана.
Глубокий фильм-откровение "О, Канада" может стать уникальным опытом для тех, кто его посмотрит. Каждый человек, который в своей жизни сталкивался с трудными решениями, оступался, но при этом старался оставаться человечным, найдёт в нем отголоски собственной жизни и, возможно, узнает для себя что-то новое и важное.