Фестиваль Башмета в Сочи открыла выставка о фронтовой жизни песен и стихов
Одним из главных культурных событий года в Сочи по традиции стал ХVIII Зимний международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета, в программе которого выставка "И поет мне в землянке гармонь…". Фронтовая жизнь песен и стихов", подготовленная Государственным музеем истории российской литературы имени Владимира Даля. Экспозицию можно увидеть до 23 февраля в Зимнем театре.
В фондах Гослитмузея находится самая большая коллекция фольклорных материалов, записанных во время Великой Отечественной войны. Выставка приурочена к 80-летию Победы. Название выбрано не случайно: "И поет мне в землянке гармонь…" - цитата одной из самых популярных фронтовых песен.
Одноименное стихотворение "В землянке" написано фронтовым корреспондентом Алексеем Сурковым в ноябре 1941 года на Западном фронте. В феврале 1942-го он передал текст композитору Константину Листову, который сразу написал музыку.
В начале войны песню даже пытались запретить за строки "до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага" из-за упаднического духа. Но она быстро получила признание в частях Красной армии, разносясь из уст в уста по всем фронтам.
В наушниках она звучит в исполнении автора, а в зале ее поет Леонид Утесов. Всего в экспозиции - десять аудиомодулей. Указателями к ним стали стрелки: "Вот эта улица, вот этот дом. Вот этот Гитлер. Его мы добьем!"
Здесь представлены копии реальных песенников, с которым каждый возвращался с войны, как до сих пор приходят из армии с дембельскими альбомами. Однако песенники плохо сохранились в отличие от писем, которые считались реликвиями, - их охотнее приносили в музей.
- Эта выставка про то, как стихи и песни военных лет помогали переживать трагические события. Их сохраняли и переписывали, посылали домой в письмах. На стихотворение "Жди меня" Константина Симонова писали ответы, Александру Твардовскому посылали продолжение "Василия Теркина", ведь главного персонажа поэмы считали живым героем, - рассказал куратор выставки Олег Николаев.
Среди фотографий - запечатленные уникальные сюжеты из жизни. Тираж газеты "Красноармейская правда" с "Василием Теркиным" привезли на фронт, тыловой снимок с надписью названия фильма Ивана Пырьева "В шесть часов вечера после войны", пятеро неизвестных на фоне Бранденбургских ворот.
Кроме стендов, можно увидеть писательский стол, за которым рождались стихи, контрольно-пропускной пункт с фотографиями и пюпитры, где вместо нот - березовые поленья, бетонные бруски, а также пули и травы, замурованные в искусственный лед.
Рядом стоит единственный реальный экспонат, правда, в нерабочем состоянии - гармонь, которая, скорее всего, прошла войну, о чем свидетельствует надпись "Ваня", ведь в деревнях музыкальные инструменты не подписывали. А может, эта та самая гармонь из той самой землянки?