Юбилейный фестиваль "Мирас": музыка народов мира и Татарстана
От Жиганова до Камала, от кул-кубыза до баяна
В Казани прошел X фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова, посвященный творчеству классиков, современников и даже студентов. В течение трех дней исполнялись произведения основателя консерватории и современных авторов, вновь постаравшись соединить на сцене кыл-кубыз и оркестр.
Первый вечер: подношения Монасыпову и Ахметову
Первый вечер начался с перестановки. Как объяснили организаторы, по просьбе руководства Минкульта РТ из-за ограниченного времени зарубежной делегации, прибывшей послушать концерт, было решено переставить местами первое и второе отделения. От этой спонтанности вечер стал только лучше.
Концерт открыли произведениями Алмаза Монасыпова — 11 июля исполняется 100 лет со дня его рождения. Композитор прожил 83 года и написал много разнообразной музыки. Поэтому звучала "Праздничная увертюра" к 1000-летию Казани и симфония-поэма "Муса Джалиль" 1971 года, а также "Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву" 1990-го, в которое автор внедрил "Әдрән диңгез".
Другая часть была посвящена известным небольшим произведениям. Это "Хыяллар"/"Мечты", которая известна по записи оркестра Олега Лундстрема. Монасыпов с ним дружил, а после этих ранних записей застопорившаяся после Харбина карьера джазмена пошла вверх — он перебрался в Москву.
![](/uploads/mediateka/ad/9a/2681cd564c3df732.md.jpg)
35 лет там прожил и Монасыпов. Поэтому, видимо, самая известная его песня "А любовь-то лебедем" полюбилась в исполнении Валентины Толкуновой. В беседе с "Реальным временем" ректор консерватории и научный руководитель фестиваля Вадим Дулат-Алеев отметил, что "назвать это татарской музыкой нельзя, даже дискутировать, по-моему, тут нечего". Видимо, к таким решениям организаторы пришли совместно с наследниками.
Все три песни, включая "Кояшларын белэн кил син мина"/"Ты подобна солнцу" и "Казаным, Казаным!"/"Моя Казань" (дуэт с Динаром Шарафутдиновым) исполняла Алина Шарипжанова. Это очень разные песни. Одна — с налетом восточной романтики, другая — исполненный в свое время Эмилем Залялетдиновым романс. Третья, вероятно, более всего подошла к энергичной манере Шарипжановой, которая порой заслоняла собой весь оркестр, что вызывало вопросы.
Во втором отделении исполнили единственную симфонию Фасиля Ахметова (ее представили к 90-летию маэстро). Неофициально ее называют "Казанской". Композитор-песенник здесь играет и со своим творчеством, делая цитаты, занимая меломана (вставляя фрагмент из "Бориса Годунова"), вдруг замечаешь в мелодии любимый танец чабата на три четверти. Вторая часть — проверка для зрителей, игра на нюансах, паузах, тишине. Зритель эту игру проигрывает.
![](/uploads/mediateka/bd/4e/b5c976398c20de2d.md.jpg)
БРИКС всему голова
Второй вечер фестиваля можно было бы назвать концертом руководителей или музыки народов мира. ГАСО РТ дирижировал Рустем Абязов, а сыграл оркестр четыре большие произведения.
На "Мирасе" презентовали симфонию-поэму "БРИКС-2024" бывшего главы союза композиторов РТ, председателя российского союза Рашида Калимуллина. Написал он ее по заказу министра культуры РТ Ирады Аюповой к международному саммиту: симфонический оркестр играет, меняя мелодии и ритмы, музыку Татарстана, Бразилии, ЮАР, Индии, Китая, а завершает все "Москва — звонят колокола" с финалом из "Жизни за царя" Глинки.
Нынешний председатель республиканского профсоюза Ильяс Камал, занятый на фестивале как исполнитель и как оркестровщик, представил "Тюркскую симфонию", в которой вдохновлялся Наурузом, кипчакскими степями, татарскими народными песнями и башкирским танцем байык.
Основателя консерватории Назиба Жиганова вспомнили "Сюитой на татарские темы", а еще одной актуальной историей стала сюита Резеды Ахияровой из балета "Иакинф" о жизни православного миссионера и русского синолога Иакинфа Бичурина. В этом году балет нашего театра попал в лонглист "Золотой маски".
![](/uploads/mediateka/7b/83/020fc9fb95c94bc5.md.jpg)
Тюркские инструменты и студенческие пробы
Впрочем, самым интересным днем "Мираса" стал третий, на котором звучали в основном премьеры композиторов нового поколения.
Открыл программу дня дебютант "Мираса" Радик Салимов. Заведующий музыкальной частью Государственного ансамбля песни и танца РТ впервые выступил на фестивале, при том что у него много и других достижений. В начале года ГАПиТ показал мюзикл "Семь жемчужин. Река памяти", и, конечно, никак не забыть балет "Снежная королева", который в "Астана Балете" озвучивал тройной состав оркестра.
Говоря об источниках вдохновения для создания увертюры "Чапкын" Салимов говорит о татарской скаковой, которая силами наших ученых была в 2018 году воссоздана. Чапкын по умолчанию претендовал на первое место на сабантуях, говорит композитор.
— Также вспоминается Гендальф из "Властелина колец", у него был роханский конь, — отмечает Салимов. — Это отношение к лошади, эти точки опоры возымели такое действие, чтобы я захотел написать что-то очень интересное, быстрое, энергичное, красивое. Сначала хотел назвать "Аргамак", у нас даже есть такие соревнования. Но аргамак — это больше про восточного рысака. А чапкын, на мой взгляд, это — наше родное.
![](/uploads/mediateka/d3/b2/73080346b2826853.md.jpg)
Далее прозвучал симфонический диптих "Война и мир" Ильгама Байтиряка. Начинается он с осмысления народных мелодий "Таң атканда", "Ак каен", а потом музыка начинает трепыхаться в сумраке битвы, композитору удается сохранять ощущение покоя и тревожности одновременно.
Миляуша Хайруллина для сюиты из музыки к спектаклю "Материнское поле", который идет в театре "Экият", вывела на сцену кыл-кубыз (Ильяс Камал), курай (Ильяс Фархуллин) и домбру (Айдар Абдрахимов).
— Симфонический оркестр, сформировавшийся в европейской цивилизации — единый кодекс и способ общения для всего музыкального мира, — рассуждает Хайруллина. — При этом сейчас все открыто для музыкальных экспериментов авторов. А мы — представители тюркских народов — имеем возможность провести эксперименты с привнесением краски от тюркских инструментов. Почему нет? Нужно пробовать и не бояться.
При этом соединение таких инструментов требует большей тонкости от автора, когда нужно учесть моменты акустического строя, времени атаки у тех или иных инструментов, тесситуры, регистров, баланса, отмечает композитор.
— Много нюансов, но все же "подружить" все это — вполне достижимая задача. Кроме того, где как ни в Казани, можно увидеть гармоничное слияние восточных и европейских культур, — резюмирует Хайруллина. — Дело тут не в перспективе, а в выборе каждого отдельного автора, его личного творческого эксперимента.
![](/uploads/mediateka/04/b4/597e2cecbe99eedf.md.jpg)
— Начинали мы репетиции с малым составом, а с приближением к концертам начал подключаться оркестр, — вспоминает Фархуллин. — Не могу рубить с плеча по поводу соединения двух типов инструментов, но мне кажется, такой способ помог раскрыть мысли автора Чингиза Айтматова, композитора и исполнителей, помог передать их чувства через музыку.
Эльмира Галимова, директор Института татарской энциклопедии и регионоведения, представила концертино для баяна с оркестром "Идель-Йорт" — произведение она посвятила исполнителю Айдару Салахову, который после исполнения не скрывал, что композиция потребовала немало физических усилий. А Галимовой букет вручил вице-президент Академии наук РТ Айнур Тимерханов.
Александр Дульнев стал гостем в блоке Эльмира Низамова, солировав в его "Песне без слов для виолончели с оркестром". А группа ударных инструментов взяла свое в "Кобанском танце", который Низаимов сочинил после поездки на Кавказ.
В самом финале "Мираса" на сцене оказался Концертный камерный оркестр Казанской консерватории, а за пульт встал Вадим Дулат-Алеев. Вокально-симфоническую поэму "В ритмах Тукая"/"Тукай аһәңнәре" Алмаза Монасыпова они сыграли к 50-летию произведения.
Сначала вокальные партии исполнял Эмиль Залялетдинов, позже с оркестром La Primavera — Идрис Газиев. В 2025 году, чтобы пройти сквозь семь частей поэмы со всполохами фортепиано, задумчивостью органа, сменами ритма и настроения, потребовалось два вокалиста — Динар Шарафутдинов и Айгиз Хайдаршин. Это подлинное испытание и для оркестра, и для исполнителей, которые порой грешили серьезной несинхронностью. Но когда еще услышишь это произведение и, вероятно, у состава будет возможность озвучить его вновь более уверенно. Вопрос только когда? Так что требуем больше репетиций и повтора.
А завершала "Мирас" короткая жемчужина Рената Еникеева "Ариетта" с переложением для солирования виолончели. А Идрис Газиев не скрывал восхищения молодыми авторами:
— Все они хорошие, разные. Они ищут, это свежо и талантливо. Нет провалов, это цельные произведения. И здесь нет просто композиторской музыки, есть вкрапления народной музыки, соединения тюркских инструментов и оркестра. И, конечно, в конце — "Ариетта". Это эталон, какой должна быть классическая академическая татарская, общечеловеческая музыка.