Внук рассказал о феномене уральского хорового дирижера Николая Голованова

В Екатеринбурге 15 февраля в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского состоялся концерт, посвященный наследию выдающегося уральского хорового дирижера и композитора Николая Голованова. Корреспондент ИА «Уральский меридиан» встретился с внуком композитора Ильей Комаровым-Головановым, который поделился воспоминаниями о своем деде и его влиянии на музыку в целом, на музыкальную культуру Урала.

С чего начинался Ваш музыкальный путь? Сколько лет поете?

Мой музыкальный путь начался с детства. Я вырос в семье музыкантов, где каждый из нас вносил свою лепту в музыкальную атмосферу. У нас было семь детей, я самый старший, и наши родители мама на фортепиано, отец трубач и руководитель духового и эстрадного оркестров, всегда поощряли нас заниматься музыкой. С семи лет я обучался игре на скрипке и активно выступал в семейном ансамбле, где мы вместе исполняли различные песни.

Вы росли в музыкальной среде?

Да, музыка всегда была частью нашей жизни. Мы часто собирались всей семьей, слушали и исполняли произведения The Beatles и другие песни и мелодии. Музыкальная школа стала важной частью моего детства, но после пятого класса я немного отошел от музыки.

Откуда вы приехали?

Я переехал в Екатеринбург из Воркуты в 1992 году в 15 лет. В 1995 году, после того как я поступил в юридическую академию, сюда также переехала моя семья. На третьем курсе там же в юридической академии я встретил свою супругу, тоже будущего юриста, которая при этом очень музыкально и творчески одарённая, первые романтические встречи мы ночи напролёт пели под её гитару на два голоса и в унисон. С тех пор мы вместе создали свою семью и родили четверых детей. Я работал юристом и занимался предпринимательством, но всегда оставался связанным с музыкой. Ключевым моментом для меня стал 2005 год, когда нас с моими родителями, братьями и сёстрами пригласили петь в нашем селе Черноусово, куда переехали мои родители после Воркуты, в храм Святой Троицы. Новый настоятель и его жена, также многодетные, рады были видеть музыкальную семью и предложили нам участвовать в службах. Ранее мы никогда непосредственно не участвовали в богослужениях. Мы пели всей семьёй в храме пять лет, а затем меня пригласили в архиерейский хор в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Екатеринбурга.

Постепенно я пришел к осознанию, что хочу заниматься музыкой профессионально. Видя мои настроения и постоянные занятия музыкой и в церковном хоре, и в качестве приглашённого участника в различных ансамблях, моя супруга Элина предложила и вдохновила меня оставить юриспруденцию и начать обучение музыке, дабы работать по профессии музыканта, в общем полностью поддержала в моих стремлениях. Я задумался не только о получении диплома, но и о том, чтобы научиться действительно хорошо петь. Мечтал поступить в училище имени Чайковского, где преподавал и возглавлял долгие годы дирижерско-хоровое отделение мой дед, Николай Александрович Голованов, и где уже несколько десятков лет главный хоровой класс назван его именем. Так сложилось, что в музыке присутствует влияние как моего отца, так и матери с дедом.

Расскажите о своем деде. Вы с ним в детстве виделись?

К сожалению, я никогда не встречался с дедом, так как он умер за три дня до моего рождения, 15 февраля. Можно сказать, что я пересекался с ним только когда находился в утробе у матери. Его родители родом из Новосибирска, но в 1937 году были расстреляны: мама, оперная певица Ксения Казаринова, и отец, инженер Александр Голованов, попали под репрессии. В девять лет мой дед остался сиротой и переехал к сестре своей матери, которая работала артисткой хора Свердловского радио. С этого момента он продолжил обучаться в музыкальной школе, где познакомился с замечательными педагогами и освоил игру на фортепиано.

В 1945 году он поступил в музыкальное училище имени Чайковского, а в 1948 году, будучи на третьем курсе, был рекомендован к поступлению в консерваторию. Успешно завершив обучение, стал лучшим выпускником Уральской консерватории 1953 года. После учебы оставшись в Свердловске он продолжил развивать именно Уральскую школу хорового искусства и в том же 1953 году пришел работать в музыкальное училище имени Чайковского, где позже стал заведующим хоровым отделением. В начале 60-х он начал преподавать и в консерватории и продолжал работать там до самой смерти, воспитывая множество хоровиков. Его личность как хорового дирижера, руководителя нескольких хоровых коллективов, педагога воспринимается как феномен.

Как возникло название концерта, связанного с феноменом личности вашего дедушки?

Сейчас я учусь в консерватории и заканчиваю второй курс магистратуры по направлению Вокальное искусство. В рамках подготовки выпускной квалификационной работы так называемой «магистерской диссертации» я решил писать не по направлению Вокального искусства, а посвятить ее творчеству деда. С детства я слышал, что он был не просто гениальным дирижером и педагогом, но и человеком, которому отдали дань уважения, признания его таланта, и даже гениальности, его ученики, работающие в училищах, колледжах и хоровых коллективах, и, конечно же, зрители на его концертах.

Вместе с научным руководителем и семьей мы поставили перед собой задачу проанализировать его творчество именно как композитора. Дедушка не был членом Союза композиторов и никогда не считал себя композитором. У него не было званий и регалий, и его долго не могли назначить доцентом в консерватории, поскольку все нужно было подтверждать и писать работы. Он не придавал значения званиям, никогда не стремился к какому-то признанию.

Когда мы обсуждали, как назвать исследование, я задумался о том, каким образом подчеркнуть его вклад, какое именно значение имело его творческое присутствие в нашей культуре, в культуре Урала. Несмотря на то что с момента его смерти прошло почти 50 лет, многие до сих пор помнят о нем, о его хорах, концертах, где он дирижировал, в том числе «тысячными» сводными хорами, исполнявшими хоровые произведения прямо на главной площади Екатеринбурга (тогда еще Свердловска) Площади 1905 года. Часто, общаясь с музыкантами, хоровиками, его учениками, я слышу, как они выражают свое восхищение: «После Голованова мы никогда не слышали такого звука, такого хорового звучания».

Примечательный случай двухдневной давности. Я пришел в нашу филармонию с приглашением для директора. Со Свердловской государственной академической филармонией и у меня, и у моего дедушки прямая связь я с момента основания Хора любителей пения г. Екатеринбурга являюсь его участником и солистом, а дедушка в конце далеких 1950-х годов был хормейстером в профессиональной капелле филармонии.

Заходя в приемную, я случайно увидел директора филармонии Александра Николаевича Колотурского, стоящего там со своим секретарем. У меня в руках была афиша и приглашение, и, извинившись за свое неожиданное появление, я предложил ему афишу и спросил помнит ли он Голованова. Александр Николаевич тут же начал петь фразу, вспомнив, как участвовал в тысячном хоре. Это было потрясающе: деда не было уже почти 50 лет, а человек помнил все детали своего участия в этом большом сводном хоре на Площади 1905 года.

Когда я только пришёл в архиерейский хор и начал знакомиться с вокалистами и хоровиками, произнося имя своего деда, все начинали напевать фразы из известных песен, таких как «Уральские страдания» «Тун да ри тун да ри ра ра» или из песни «Куманёчек побывай у меня». Эти мелодии живут в памяти людей, они до сих пор вспоминают и ценят его творчество. Это действительно удивительный феномен: спустя много десятилетий люди все еще помнят, как учились и работали с нашим дедом. Мы сейчас ставим перед собой задачу как-то собрать и описать все эти воспоминания.

Если подвести, то феномен это то, что люди спустя много десятилетий даже помнят как учились и работали с вашим дедушкой?

Все помнят, да. Сейчас первый этап это провести достойный концерт, записать его, где будет звучать много написанной Головановым музыки, чтобы показать, насколько уникальным композитором был мой дед.

Эти разговоры, интервью и анализ его жизни и творчества приводят меня к мысли, что он был не просто педагогом и хоровым дирижером, и уж тем более не просто композитором. Он обладал чем-то, что позволяло ему столь выразительно передавать музыку. По воспоминаниям его современников в зале всегда были полные зрительные ряды, также вдоль всех стен стояли слушатели, когда выступал Голованов, и его магнетизм ощущали не только участники хора, но и все зрители, от первого до последнего ряда. Когда он выходил на сцену, в зале воцарялась гробовая тишина. Каждый слушал, затаив дыхание, и только в конце произведения зал взрывался в аплодисментах, которые длились продолжительное время.

Его способность привлекать внимание была уникальной. На занятиях все ученики, студенты, любители или профессионалы так внимательно смотрели на его руки и глаза, что атмосфера была заполнена уважением и восхищением. Все, кто участвовал в хоре, воспринимали себя как часть единого инструмента. Если представить рояль с открытой крышкой, мы увидим множество струн, каждая из которых настроена. Так и хор: каждый участник был настроен и включен в музыку.

Как рассказывают коллеги, на распевках они сразу пели произведения Рахманинова, Шуберта, Шумана, Чайковского, и это не просто распевки они погружались в музыку. Это вовлечение позволяло им не только работать с композицией, но и сами произведения воспринимались как единое целое. Таким образом, они хором воспроизводили и то, что обычно исполняется на фортепиано, создавая звуковые образы, словно они были клавишами, на которых играла сама Музыка.

То есть они просто как клавиши воспроизводили звук?

Да, можно сказать так. Я полагаю, что дедушка ставил перед собой необычную задачу: он слышал, как произведения могут звучать именно хором. Например, произведения Рахманинова, одного из его любимых композиторов, не просто вдохновляли его, он умел «услышать» их в хоровом исполнении. Он писал музыку, представляя, как она будет звучать в исполнении хора, и затем фиксировал эти идеи в нотах. Это и есть выражение его композиторского дара. На нашем концерте мы постараемся исполнить как можно больше его произведений, чтобы показать масштаб его таланта.

Какие у вас дальнейшие планы? Будете работать над сбором и публикацией его наследия?

Да, я активно работаю с архивами и провожу исследования, что позволяет обнаруживать новые произведения, которые ранее нигде не публиковались. Есть возможность найти не только его работы, но и описание его деятельности, списки учеников и произведений, которые он переложил или обработал. Некоторые его ученики на протяжении 47 лет хранили рукописи Голованова, и вот теперь эти рукописи переданы мне, удалось тоже обнаружить еще несколько рукописей его произведений, которые ранее не встречались, и эти открытия очень важны для нашего исследования.

В процессе подготовки к концерту мы организовали звукозапись выступления и видеозапись с помощью нескольких камер, чтобы получить полноценный видеоматериал. После выступления мы будем анализировать записи, тщательно изучать их, описывать в диссертации. Дальше мы будем думать, как оформить это наследие, чтобы оно стало доступным для широкой аудитории, возможно, в форме публикации книги или некоего альбома с его работами. Это важный шаг в сохранении памяти о Голованове и его вкладе в музыкальное искусство.

Какая в целом задача у концерта и исследования?

Повторюсь, задача концерта и последующего анализа связана с темой моей магистерской диссертации, которая называется «Феномен Голованова: исследование творческого наследия уральского хорового дирижера, композитора, педагога». Это длинное и содержательное название отражает глубину работы, которую мы проводим. Концерт станет частью исследовательской работы, где мы сможем проанализировать музыку, которую услышим, и понять, каким образом она связана с творчеством деда.

В итоге мне представляется, что феномен Голованова, который мы постараемся описать в работе, должен стать неким ориентиром для разных поколений музыкантов, как любителей, так и профессионалов, показывающим насколько можно быть преданным музыке, самим быть «музыкой», чтобы творить, создавать, увлекать в этот божественный мир звука.

Какие произведения будут на концерте?

На нашем концерте будет представлено гораздо больше произведений, чем обычно звучит в подобных концертах. Мы исполним произведения, которые сложно, да и вообще не реально найти в интернете, которые исполнялись, возможно, только при жизни дедушки в училище или консерватории, но записи их отсутствуют. Эти редкие произведения оживут благодаря нашим коллективам, в том числе Сводному хору друзей, состоящему из участников самых разных хоров, в том числе заявленных в программе концерта. Также мы включим несколько номеров из Детской танцевальной сюиты, написанной Головановым Н.А., которые прозвучат в исполнении замечательного пианиста Владислава Чепиноги, что добавит разнообразия в программу.

Дирижировать Сводным хором друзей разными произведениями будут Ольга Малахова, Андрей Стариков, Ирина Татаровская, Анастасия Моисеева, Инна Серова. Нам помогут откликнувшиеся на приглашение солисты «УралОпераБалет» заслуженная артистка России Наталья Карлова, народная артистка республики Башкортостан Татьяна Никанорова, Павел Межов, артист Детского хора театра Юрий Шабуров. Также мы включим несколько номеров из Детской танцевальной сюиты, написанной Головановым Н.А., которые прозвучат в исполнении замечательного пианиста Владислава Чепиноги, что добавит разнообразия в программу.

На концерте заявлены любители и профессионалы, учебный и студенческий хоры. Как я поняла, это связано с тем, что все они как-то были связаны и с Вами, и с Вашим дедом?

Да, это действительно так. Все участники концерта связаны и с нашей общей историей, и с наследием Голованова. Он работал не только с учебными, студенческими, профессиональными хорами, но и с любителями, создавая музыкальные коллективы разного уровня. Он умел находить общий язык с каждым, объединяя людей и превращая их в единый музыкальный организм. Я, моя семья стараемся следовать его путём.

Мы также представим семейный хор ансамбль, в который входят мои близкие и родственники, что делает участие еще более значимым. Это будет символом продолжения традиции и выражением нашего уважения к наследию Голованова Николая Александровича. Таким образом, концерт станет не только праздником музыки, но и данью уважения к его великому делу.

Наш фотограф посетил концерт и запечатлел атмосферу. Ниже фотоотчет с концерта.

Накануне, 14 февраля, пианист Денис Мацуев выступил с Уральским молодежным симфоническим оркестром. Концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии для свердловчан был первым.