В Театре на Страстном прошла премьера спектакля Гришковца «Когда я боюсь?»

В Театральном центре на Страстном состоялась премьера моноспектакля Евгения Гришковца «Когда я боюсь?». Автор призывает зрителей задуматься, не чего они боятся, а когда. Свой десятый моноспектакль Евгений Гришковец посвятил человеческим страхам, сделав упор на времени, в котором мы живем. Страхи преследуют человека повсюду — мы боимся опоздать, выглядеть нелепо, в попытке блеснуть знаниями опростоволоситься, неверно поставить ударение. Пытаемся избежать одиночества и ответственности, переживаем за близких и за работу.

В Театре на Страстном прошла премьера спектакля Гришковца «Когда я боюсь?»
© BFM.RU

Предыдущие монопьесы, по словам драматурга, рождались прямо на сцене, в процессе репетиций, обрастая темами, смыслами и впоследствии превращаясь в текст. А благодаря зрителям в зале — уже в произведение. Так было с первым моноспектаклем «Как я съел собаку», который в 2000 году был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». С пьесой «Когда я боюсь» было совсем иначе, говорит драматург:

Евгений Гришковец актер, драматург «Этот спектакль был написан из маленьких отрывков, которые мне нужно было в процессе репетиций сшить между собой и составить вот эту очень сложную на самом деле композицию. Я ее писал фрагментами, долго, все лето. И потом я даже не мог себе представить, как это составить. Не должна быть композиция, должна быть цепочка. И книга будет, и книга будет существенно больше, чем тот текст, который звучит со сцены. Потому что всегда литературный текст избыточно литературен, его нужно сокращать для того, чтобы рассказать его со сцены».

В спектакле звучат арии из многих классических опер — Моцарт, Бах, Вивальди, Пуччини. В диалоге со зрителями режиссер вспоминает о «знаниях, о которых он слишком рано узнал». Потому что если бы картины «Последний день Помпеи» или «Девятый вал» не впечатляли бы своим ощущением скорой катастрофы, то они бы не врезались в детскую память, не оказали бы особого впечатления и не стали бы частью личности. Это все то, из чего соткан сам драматург и что в то же время откликается у каждого, продолжает зрительница Екатерина:

«В целом интересно, как режиссер, собственно, и актер — все в одном флаконе — человек пытается препарировать человеческую сущность и создать ощущение некоего коллективного воспоминания, что, с одной стороны, он делится своими собственными впечатлениями, своей собственной повседневной жизнью, рассказывает, как он себя чувствует, чего и когда он боится, но при этом ты чувствуешь, что это не просто откликается, а создается впечатление, что человек как будто бы заглянул немного тебе в голову и вспомнил, что тебя в первый раз впечатлило в детской энциклопедии, или как ты впервые наткнулся на древних греков, и тебя напугало абсолютно все. И при этом интересно, что при минимальном количестве каких-то спецэффектов достигается эффект полного погружения».

Стоя на сцене в декорациях безвременной автобусной остановки где-то в пригороде, где автобусы ходят раз в сутки, Гришковец препарирует тему человеческих страхов и призывает зрителей не оправдывать их какими-то обстоятельствами, а принять и полюбить их. Потому что иначе нельзя. По убеждению драматурга, если кто-то совсем ничего не боится, то он просто никто. Ведь действительно хороший человек не может не переживать за близких и свое будущее. Мест на премьерные показы в феврале уже не осталось. Следующие спектакли в марте.