В Волгограде с концертом выступил академический мужской хор МИФИ
В Волгоград с концертом прибыл уникальный любительский коллектив России. Академический мужской хор МИФИ (Москва) – невероятно титулованный, лауреат всероссийских и международных конкурсов, чемпион Всемирных хоровых игр, победитель вокального шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» прошлого года.
От барокко до духовных гимнов
Это один из старейших хоровых народных коллективов страны. Он создан в 1956 году, причем и по сей день, как и вначале, в него входят студенты и выпускники университета.
На концерте в Волгограде в исполнении Академического мужского хора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ прозвучали произведения Чеснокова, Моцарта, Рахманинова, Верди, песни советского времени, популярные народные песни, хоровые номера из опер Глинки и Римского-Корсакова. В программе приняли участие солисты Волгоградской филармонии – Ирина Большакова (сопрано), Руслан Сигбатулин (баритон).
Несмотря на то что хор физиков имеет статус любительского, исполнители превосходно владеют мастерством и культурой хорового пения. А между тем в репертуаре – сложные произведения всех времен, жанров и стилей – от сочинений эпохи барокко и Ренессанса до современных хоровых партитур, песни советских композиторов, русская и зарубежная классика, христианские песнопения Востока и Запада.
По прибытии в Волгоград хористы поехали на экскурсию по городу, которая дала невероятный заряд. Побывали в музее-панораме, на Мамаевом кургане, где возложили цветы к Вечному огню.
«Мы переполнены чувствами, для нас это очень важная поездка, ведь история нашего хора связана со Сталинградом, и в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы не могли об этом не вспомнить, – рассказывает главный хормейстер Мужского хора МИФИ Анна Хазанова. – Наш старейший хормейстер Фрида Самойловна Старобинец в 1943 году молоденькой девочкой была направлена в Сталинград поднимать художественную самодеятельность. Получив в дорогу буханку черного хлеба и полкило брынзы, выпускница музыкального училища села в поезд. Увиденное в городе ее потрясло – развалины, трупы».
Если и были у творческой бригады сомнения, что после жестоких боев сталинградцы не захотят петь, то эти опасения быстро рассеялись. Жители, которым приходилось разбирать завалы и ворочать кирпичи, были готовы и хотели петь. И делали это с удивительным энтузиазмом, порой до двух часов ночи, на репетициях после окончания тяжелой трудовой смены.
И уже в августе 1943 года в Сталинграде состоялся большой концерт, где сводным хором дирижировала Фрида Старобинец. А аккомпанировал ей на аккордеоне, стоя на берегу Волги в простенькой солдатской шинели, еще мало кому известный композитор Василий Соловьев-Седой. Не случайно на концерте прозвучала его песня «Вечер на рейде» в память об этих событиях.
Вернувшись в Москву, Фрида поступила в Московскую консерваторию, окончила ее, впоследствии стала хормейстером Академического мужского хора МИФИ.
Ядерный талант
Художественный руководитель и дирижер коллектива заслуженная артистка РФ Надежда Малявина рассказала, что по давней традиции, заложенной еще с основания хора, все студенты-мальчики, которые поступают в МИФИ, проходят прослушивание.
«В течение двух недель мы прослушиваем всех, отбираем человек 200, к концу года остается если человек 20 – то это нормально, – продолжает Надежда Малявина. – Первокурсники занимаются всегда отдельно, а второкурсников в хоре уже достаточно. Со второго года, освоив репертуар, овладев какими-то певческими навыками, они уже поют в основном составе хора».
Прослушивают «новобранцев» на песне Блантера «Катюша», которая у всех на слуху и, можно так сказать, генетически заложена в памяти каждого россиянина. Проверяют диапазон начинающего вокалиста, тембр голоса. Главное, чтобы хотя бы зачатки музыкального слуха были – а дальше с ребятами работает команда увлеченных профессионалов – хормейстеров с консерваторским образованием, которые по крупинке развивают дарования, потихоньку помогают им овладеть правильным дыханием и другими навыками.
Правда и в том, что у большинства хористов нет никакой музыкальной подготовки, многие поначалу даже не знают нот. Но, как с юмором отмечает художественный руководитель, в МИФИ попадают интеллектуальные парни, которые владеют трудными компьютерными языками, и уж 7 нот для них выучить не проблема.
Азы сольфеджио они осваивают довольно быстро. Таким образом, их пестуют, и в результате хор физиков исполняет музыкальную литературу, которую поют профессионалы, в том числе крупные формы. Даже оперы в концертном исполнении.
«Тем, кто говорит: «Я с таким трудом поступил в МИФИ, а тут еще какой-то хор», я отвечаю «Ты счастья своего не понимаешь: у нас в хоре поют все поколения, рядом с тобой твой преподаватель, они тебе помогут, подтянут!» – рассказывает Надежда Малявина. – И у нас действительно такое есть. Мы следим за успеваемостью».
Хорист Иван Дятлов – по первому образованию инженер-программист. В 2016-м он поступил в Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, уже зная, что там есть грандиозный коллектив с огромной историей.
«Хор состоит исключительно из студентов и выпускников университета, никого, кроме МИФИстов, в коллективе нет, там все любители, коим я являлся, – поделился Иван Дятлов. – Хор стал отправной путевкой в большую творческую жизнь в столице. Это творческая отдушина в инженерном институте. Я видел, как раскрываются таланты. Многие, не зная нот, с минимальным музыкальным слухом через год уже начинают отлично петь».
Волгоградцы очень тепло и доброжелательно принимали гостей. Почти полный зал-тысячник говорил о большом интересе к творчеству коллектива. Многие отмечали замечательные голоса, актерский талант хористов. Эмоции на концерте зашкаливали.
«У них всегда достойная программа и подача тоже интересная, – говорит волгоградка Людмила Пономарева, которая пришла на концерт с дочерью и внуками, младший из них занимается хоровым пением в школе. – Мне очень нравится звучание хора, и на концерт я шла с ожиданием эстетического наслаждения. Хочется приучить наших ребят к этому. Я, когда была в их возрасте, услышала народный хор, и любовь к этому пению у меня сохранилась на всю жизнь».