Театр из Нягани показал в Тюмени спектакль о взрослении, взявший "Золотую маску"
В рамках межрегионального проекта "Культурное сотрудничество" Театр юного зрителя из Нягани показал в Тюменском Большом драматическом театре две блестящие постановки: концерт во времени "Цехъ поэтовъ" и нашумевшую драму "Калечина-Малечина".
Ожидается, что в октябре тюменцы нанесут ответный визит - материал для гастролей пока обсуждается, но ранее жители Югры, в частности ханты-мансийцы и сургутяне, посмотрели тюменских "Тартюфа", "Бесприданницу", "Хануму" и настояли на продолжении творческих обменов по-соседски.
Раз в пятилетку нам сказочно везет: мы попадаем на такой спектакль, о котором будем вспоминать минимум год и мечтать посмотреть еще, чтоб вновь прожить, открыть незамеченное в первый раз, додумать важные мысли. На спектакль "Калечина-Малечина" (16+ без родителей, 14+ в семейном просмотре) от Няганского ТЮЗа работы Сойжин Жамбаловой ходят по 10 раз и не устают повторять, что это "история в нерв": про то, как невыросшему человечку существуется в мире выросших (это неологизмы автора романа Евгении Некрасовой), в школьном мире, в псевдодружбах и несерьезных приятельствованиях, как с разной скоростью и желанием ребенок сбрасывает с себя шкурки нежного возраста, обжигаясь и закаляясь, как придумывает параллельную вселенную, чтобы залечивать там обиды и осознавать потрясения… В разной степени горести и радости это проходил каждый из нас, абсолютно каждый, в кого ни ткни, поэтому "Калечина" затронет даже черствых, даже бездушных.
Третьеклассница Катя (гениальная Мария Васильева) живет с мамой (Елена Киреева) и папой (Дмитрий Дроздов). Мама добрая, но вечно уставшая. Папа злой - он только инспектирует дневник и кричит, что дочь его позорит (в это время лучше шептать про себя "Катя катится-колошматится", чтобы переждать плохое). Ей приходится быть самостоятельной, потому что родители рано уезжают на работу и поздно возвращаются - всегда отстраненные и будто бы чужие. Катю заплетают обычно с вечера, утром она быстро проглатывает холодную яичницу (включать плиту без взрослых нельзя, там - газ), идет в школу, мучительно переживает математику, литературу, физру, труды с вывязыванием варежек и вальс от классной Вероники Евгеньевны (Александра Кожевникова). Катя обожает только одноклассницу Лару (Анастасия Крепкина) из очень приличной семьи, которая позволила себя обожать. Остальные ребята (Вика Иванова - Александра Казанцева, Сомов - Мирон Слюсарь, Панкратов - Василий Казанцев) над Катей смеются: не собрана, ошибается, звезд с неба не хватает, да и так себе вальсирует… Какая-то калечина-малечина, покалеченная и недолеченная. После того, как девочка случайно разбивает дорогой телефон подруги, ее мгновенно понижают до изгоя. Распутать этот колтун можно по-всякому, но Катя будто бы придумывает себе "утешающего персонажа", а будто бы на самом деле знакомится с кухонной Кикиморкой (Юлия Баранова). Не особо симпатичное на вид мифическое существо становится ее щитом в невзгодах - раскидывает по улице обидчиков, расправляется с соседом по даче дядей Юрой (снова Василий Казанцев), задумавшим пообнимать одинокую девочку…
Пересказывать сюжет не так мучительно, впрочем, как и читать роман, нежели смотреть спектакль. Потому что книжные боли, трагедии, поиски маленького человечка, мечтающего вырасти и всем показать, где раки зимуют, северяне умножают примерно на миллион. Думаешь: "Да мы все поняли, остановитесь же, сбавьте обороты" - но нет, теперь уже актеры по щелчку выходят из образов и рассказывают свои истории про детство, и это совсем не смешно, особенно если совпадает с твоими собственными воспоминаниями… То ли магия, то ли химия, то ли вальс во всем виноват.
Доведя зрителя буквально до истерики (я видела, как плакали мужчины, и зал меж тем был полнехонек), Сойжин вслед за Некрасовой завершают "Калечину" на полупозитиве: Катина мама увозит ее в другой город, находит работу ближе к дочери и начинает делать то, в чем она больше всего нуждалась - обнимать, разговаривать и слышать. Теперь Кикиморка не нужна - пусть сидит себе тихонечко, допустим, в вентиляционной трубе и вяжет варежки.
Не только сюжетный ритм спектакля совпадает с настроем зрителя, ему откликается, в принципе, все: декорации из бетонных блоков, коими огораживают стройки, костюмы, хореография, игра света и тени, видеопроекции, музыка, живое пение - немного рэпа и много фольклора, игра на настоящей скрипке. При всех канонах социодрамы не передать словами, какое серьезное и глубокое полотно. Может, назовем его "путешествием к себе"?
А теперь о том, что более всего поразило. Нягань - маленький город в Югре, население чуть более 60 тысяч. Няганскому ТЮЗу 30 лет, и все это время он живет в бывшей школе, а спектакли дает в бывшем ее спортзале. "Калечина-Малечина", выпущенная на спортзальную сцену в апреле 2023 года, в прошлом году взяла спецноминацию "За ансамбль спектакля" национальной премии "Золотая маска". Это первая "Маска" в округе! Первая, добытая небольшим коллективом, бытующим в старых школьных стенах… Говорят, что за сию заслугу театру построят профессиональное здание - проект в разработке, через три года посмотрим. Также в 2024-м "Калечина" получила и две премии "Арлекин" (Машу Васильеву одарили за роль Кати, а композитора Дахалэ Жамбалова - за музыку), кроме того, она стала "Лучшим спектаклем" на фестивале театров малых городов России в Уфе.
Мораль этих размышлений такова: неважно, откуда ты, где печешь свой театральный хлеб, важна твоя суть, талант, сила, добро, желание сделать хорошее, стремление подсветить сложные, но всегда актуальные темы. Например, о нитях между отцами и детьми, о травле в школе и на улице, о преданности и предательстве, поиске не столько друзей, сколько себя. О этом надо читать важные книги и смотреть мощные спектакли. Не забывать читать и смотреть.