Алтайский историк рассказал, какой музыкальный инструмент самый народный

Сергей Усольцев с детства полюбил историю и музыку. Эти увлечения сопутствуют ему всю жизнь. Окончил исторический факультет Алтайского госуниверситета, защитил кандидатскую диссертацию по теме "Проблема генезиса образа Христа в отечественной историографии раннего христианства", возглавил в родном вузе кафедру всеобщей истории и международных отношений. В молодости у Сергея была своя рок-группа, которая играла авторскую музыку, сейчас он гитарист и вокалист кавер-группы "Геннеральная репетиция" (именно с двумя "н", это отсылка к имени лидера группы Геннадия Шейды, еще одного выпускника истфака). Можно ли совместить два разных увлечения в одном проекте? Легко.

Алтайский историк рассказал, какой музыкальный инструмент самый народный
© Российская Газета

Весь февраль по субботам в Алтайской краевой библиотеке имени В. Я. Шишкова Сергей Анатольевич читает курс лекций "История в музыке". Корреспондент "РГ" побывал на одной из них и, когда лектор ответил на все вопросы разновозрастной аудитории, задал свои.

О чем в целом ваш лекционный курс?

Сергей Усольцев: Поэт бы сказал, что музыка - живой организм, который дышит, развивается и изменяется вместе с нами. А историк скажет, что музыка - это явление общественное, а значит, развивается вместе с обществом, отражает культурные, социальные и политические процессы. Музыка - зеркало, которое отражает не только индивидуальную душу композитора, но и коллективное сознание общества. Она позволяет нам увидеть, как менялись ценности, идеалы и устремления людей на протяжении веков. На лекциях мы смотрим, как люди пытались понять природу музыки, изобретали ее и переизобретали, как хотели поставить на службу государству и как противостояли тирании с помощью музыки.

В день российской науки вы рассказывали о непростом взаимодействии музыки элитарной и народной, массовой. Было очень интересно узнать, как все менялось с развитием общества.

Сергей Усольцев: В античные времена культура была общей, знать и народ слушали одну и ту же музыку во время будней, праздников и религиозных обрядов. Однако в Средневековье, с разделением общества на разные сословия в XII-XIII веках, музыка оформилась в элитарное искусство для знати и музыку для простолюдинов. Поначалу то, что слушали на площадях, несильно отличалось от того, что звучало в замках феодалов. Но к XIV-XV векам отдельное бытование разных сословий (даже по мосту через реку они ходили по разным этажам) привело к появлению отдельных музыкальных субкультур. У просвещенных слоев общества интерес к народной (простолюдинской) музыке проснулся в эпоху Романтизма. Народные мелодии стали вдохновляющими для многих профессиональных композиторов - в частности, Мусоргского, Глинки, Чайковского, Бородина, Верди. В забытом, стареньком они пытались найти что-нибудь новенькое. Современные музыканты ищут новые интонации прежде всего в музыке народов мира.

Какой музыкальный инструмент в России самый народный?

Сергей Усольцев: В первую очередь гармонь, а потом баян. Гармонь - богатый по своей полифонии и достаточно современный инструмент. Гармони появились в середине XIX века в Центральной Европе, и уже позднее родилась разновидность "русская гармонь", которая быстро прижилась в России и начала собственную жизнь.

Баян, конечно, сложнее гармони, на нем сложнее выучиться, зато можно играть все. В любом ДК, особенно сельском, на баянисте может все держаться. Прошлым летом наша кавер-группа, играющая в основном песни советского периода, гостила в селе Бурла, общались с работниками местного дома культуры, которые помогали с организацией концерта. И нас поразил баянист Александр Иванович Павлов, что он делает на своем инструменте - это просто огонь! Бурлинские культурники выиграли грант и потратили его на покупку дорогого баяна. В деревне - по крайней мере, в Бурле - без баяна никак.

Ваша первая лекция была посвящена истории музыки как разделу математики. Для обывателя это звучит необычно.

Сергей Усольцев: В средневековых университетах Европы музыка была одной из четырех точных наук, помимо арифметики, геометрии и астрономии. Я рассказывал, как осмысливали музыку ученые и музыканты - от Пифагора до Баха, почему нот именно семь, а не шесть или восемь. Среди слушателей, кстати, был молодой инженер, он много чего спросил и давал интересные комментарии.

Следующая тема, заявленная на 22 февраля: "Союз нерушимый: история гимнов и гимны в истории". Как по-вашему, соотносились "Боже, царя храни" и "Союз нерушимый республик свободных"?

Сергей Усольцев: Конечно, они были в конфронтационных отношениях. Гимн - это символ. Его заказчики через авторов вкладывают нужные им смыслы. Меняется страна - меняется гимн или его слова. В свое время из советского гимна вычеркнули упоминание Сталина. В девяностые годы страна получила новый гимн - без слов. Потом вернули старый, придумав новые слова, при этом общий смысл посыла, обращенного к народу и миру, сохранился.

Ваш лекционный цикл завершает тема "Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь: музыка и государственная идеология". Иногда в шутку говорят, что Советский Союз развалили "Битлз". Но, как известно, в каждой шутке только доля шутки. Так развалили ли джаз и рок страну развитого социализма?

Сергей Усольцев: Естественно, нет. Но они были одними из факторов, которые подтачивали советскую систему. Не зря наши идеологи боялись проникновения рок-музыки в СССР. Она несла с собой свободу мысли. Людям, которые ей пропитывались, трудно было жить в условиях идеологической несвободы. И таких с каждым годом становилось все больше.

Вы читаете уже не первый цикл лекций в "Шишковке". Как давно завязались отношения с главной библиотекой края?

Сергей Усольцев: С десятого класса, когда я стал готовиться к поступлению в университет. Это было начало девяностых годов. Помню, сидел в читальном зале и настолько погрузился в чтение, что глянул потом случайно на электронные часы, а там горят цифры - 1648. Я смотрю и не понимаю, время это или год, пора мне домой или нет. Много времени я здесь проводил.

Помню, как мы готовились к семинару по Сартру. Надо было прочесть в журнале "Вопросы философии" статью "Экзистенциализм - это гуманизм". В университетской библиотеке страницы статьи вырвал какой-то нехороший человек. Единственный экземпляр остался в "Шишковке" - образовалась очередь, расписывали, кто за кем будет его читать. Народу в библиотеке в те времена была уйма. Чтобы попасть туда, следовало отстоять очередь в гардероб, а потом - очередь на выдачу книг и поиск свободного места за столиками. Такой был мир без интернета.

Читать лекции в библиотеке мне предложила Наталья Сычева, который принадлежит идея образовательного проекта "Энергия знаний". Слушатели библиотечных лекториев - люди очень любознательные, независимо от возраста, и это благодарная аудитория.

Как вам нынешняя версия "Шишковки", которая стала совсем иной как по форме, так и по содержанию?

Сергей Усольцев: Нравится! Она долгое время находилась в застывшем состоянии. Мир вокруг менялся, а библиотека - нет, что было нездорово. Теперь же это уютное и модное пространство, соответствующее духу времени.

Ключевой вопрос

Сами-то вы какую музыку больше всего любите?

Сергей Усольцев: Рок-музыку. Хотя в последнее время ничего нового в ней не нахожу. Поэтому слушаю все подряд и много интересного нахожу в этнической музыке, инди-роке и инди-попе, где можно встретить нестандартные, интересные моменты. А рок-музыка, как и любое общественное явление, меняется. Те, кто привык к "старому доброму рок-н-роллу", с тоской смотрят на то, что происходит сегодня. Но посмотрим, что будет завтра.