Берлинале-2025: Какие фильмы претендуют на "Золотого медведя"
Берлинский международный кинофестиваль, один из трех главнейших в Европе, с лихорадочной частотой меняет своих руководителей, но в весе никак не прибывает. Все последние годы наблюдатели отмечают снижение уровня программы авторитетного форума, невзыскательность отбора картин и отсутствие внятной художественной политики.
Это 75-й его выход в свет - и первый под водительством нового директора Триши Таттл. Сдвигов к лучшему пока не видно. В его афише почти нет имен известных мастеров, фильмов которых ждут, и, стало быть, нет интригующих обещаний. Оставалась надежда на открытие новых талантов, но фестиваль в разгаре, а сенсационных художественных свершений тоже пока нет.
Из знаменитостей - кореец Пон Джун Хо. Автор нашумевших "Паразитов" выдержал паузу в шесть лет, чтобы теперь поразить Берлин 140-минутным фантастическим эпосом "Микки 17" по роману Эдварда Эштона. Фильм показан вне конкурса, в программе Berlinale Speсial Gala. Это история из недалекого - 2054 год! - будущего, где Роберт Паттинсон предстал в роли незадачливого Микки, который задолжал кучу денег и, спасаясь от кредиторов, вынужден ввязаться в некую межпланетную авантюру - на оледеневшей планете Нифльхейм ему предстоят самоубийственные акции. Он теперь "расходный материал": в случае неизбежной гибели его физическое тело заново "отпечатают" из органического раствора, его память переустановят с жесткого диска - герой Паттинсона становится вечно умирающим, но вечно живым.
В афише конкурса почти нет известных имен, и, стало быть, нет интригующих ожиданий. Не видно и сенсационных открытий
Критики отмечают визуальную изощренность фильма, его избыточный натурализм; в нем видят ядовитую сатиру на технарей-гениев, бредящих завиральными проектами и мечтающих переселить человечество в космос. Судя по всему, автор собирался снять аллегорию, сатиру на никому не подконтрольную власть, на активизацию фашизма, фильм-предупреждение о близкой экологической катастрофе. Но хаотичность выполнения замысла мешает его ясно считывать, фильм кажется громоздким, сумбурным и плохо контролируемым режиссером.
Тем не менее в прессе мелькают заголовки типа "Берлин сходит с ума от Паттинсона и его клонов", и у поклонников авторского кино картине прогнозируют успех. Быстрые перемены в политическом пейзаже США уже сказались на восприятии иных фильмов - и этот фантазийный памфлет Пон Джун Хо многими воспринят как намек на пару Трамп - Маск. А президент главного жюри Тодд Хейнс заявил на пресс-конференции, что "сейчас критический момент, который потребует всех сил, чтобы сопротивляться и вернуться к системе, которую, несмотря на ее недостатки, мы, американцы, принимаем как должное".
Из фильмов, окупающих затраченное на просмотр время, - конкурсная драма "Мечты" Мишеля Франко с Джессикой Честейн в роли богатой американки Дженнифер, влюбившейся в нелегального иммигранта - балетного танцовщика Фернандо. Он с риском для жизни бежит из Мексики в США и с помощью Дженнифер устраивается в театр в Сан-Франциско. Картина трактует идею неизбежности жестоких социальных взрывов, и на пресс-конференции актриса говорила о ее политической актуальности - имея в виду намерения Дональда Трампа ограничить возможности иммиграции и депортировать нелегалов.
Исполнитель главной мужской роли Айзек Эрнандес - профессиональный танцовщик, солист Американского театра балета в Нью-Йорке. "Мечты", по свидетельству прессы, пока остаются одним из немногих фильмов, заслуживающих серьезного внимания; в рейтинге журнала Screen он занял одно из лидирующих мест.
А на первом месте пока фильм бразильского режиссера Габриэля Маскару "Голубая тропа" - тоже с действием из назревающего будущего. Земные ресурсы истощаются, и, чтобы дать дорогу молодым и деятельным, правительство хочет переселить отживших свое стариков в специальные резервации. 77-летняя Тереза находит свой способ избежать ссылки. Мрачно комедийный тон бразильской картины снискал ей симпатии публики, фильм считается верным претендентом на "Золотого медведя".
Долгожданная новинка от Ричарда Линклейтера Blue Moon воскрешает фигуру известного в середине ХХ века поэта и либреттиста Лоренца Харта, долгое время сотрудничавшего с композитором Ричардом Роджерсом, - в заглавный титр картины вынесено название их популярного мюзикла. В этой роли - Итан Хоук, актер более чем видный, что ни физически, ни психологически не соответствует невысокому, неспортивному, сильно пьющему прототипу. Журнал Variety считает это главным просчетом кастинга.
Фильм колоритно живописует закулисье Бродвея, сценарий остроумен, пресса восхищена прекрасно выписанными диалогами. Сюжет застает героя в драматичный момент, когда, решив сменить соавтора, Роджерс написал знаменитую "Оклахому" уже на либретто Оскара Хаммерстайна, и, словно в пику отвергнутому Харту, мюзикл сразу стал хитом. Как любой "фильм закулисья", Blue Moon будет, несомненно, интересен всем, кто интересуется миром искусства - фигура Лоренца Харта, который пытается вернуть былой блеск суперзвезды, но выглядит все более потерянным и жалким, несет в себе типичную драму заходящих светил шоу-бизнеса. В рейтинге журнала Screen фильм собрал оценки от единицы до максимальной четверки и занял пока второе место после бразильской "Голубой тропы". Но у официального жюри конкурса, как всегда, наверняка будет собственное, отличное от критиков мнение.
Уже в субботу вечером жюри назовет победителей 75-го Берлинале.