«От армии остались теплые воспоминания»: актер Андрей Соколов — о службе, СВО и помощи бойцам

Символично, что перед Днем защитника Отечества, 17 февраля, в России стартовал новый цикл благотворительных концертов «Культура в помощь Донбасcу». Один из инициаторов проекта, народный артист России Андрей Соколов, сам не раз был на передовой и выступал в военных госпиталях. Почему бойцов важно поддерживать не только гуманитарной помощью, но и песней, известный актер театра и кино рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы».

«От армии остались теплые воспоминания»: актер Андрей Соколов — о службе, СВО и помощи бойцам
© Вечерняя Москва

Андрей Алексеевич, что это за проект? И как он родился?

— Когда началась СВО, мы вместе с президентом Союза композиторов Евразии Андреем Батуриным стали доставлять туда гуманитарную помощь от Общероссийского народного фронта (ОНФ). Но в какой-то момент поняли, что сейчас очень важна не только гуманитарная помощь, материальное обеспечение, но и моральная поддержка наших бойцов. А потом к нам пришла идея организовывать эту помощь на более высоком уровне. Мы подали заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив, нас поддержали.

— Где уже успели побывать?

— Мы начали ездить по всей стране. Были и «за ленточкой», на передовой. Посещали с концертами Мариуполь, когда еще дымились развалины «Азовстали». Проект перерос в большое движение, количество желающих принять в нем участие растет. А собранные от концертов деньги направляются на закупку всего необходимого для наших бойцов.

— Расскажите, пожалуйста, о формате выступлений.

— Мы организуем сборные концерты, которые длятся около двух часов. В них принимают участие как заслуженные артисты, так и менее известные широкой публике музыканты и композиторы с освобожденных территорий. В недавнем концерте в Туле, например, участвовали поэт Александр Шаганов, сын Александра Барыкина — Георгий, который исполнял песни отца, композиторы Аркадий Хоралов и Андрей Батурин, обладатель Гран-при фестиваля «Красная гвоздика» Роман Андроникиди и многие другие. Я привлекаю к выступлениям и своих студентов. Главное, чтобы на таких концертах прослеживалась связь поколений. И еще очень важно создавать настроение. Например, в тех же госпиталях, когда приходит на сцену моя студентка, девочка-тростиночка, и поет песню Шамана, то зал встает. Заканчиваем мы обычно все выступления песней из фильма «Офицеры».

— Этот фильм остается одним из лучших про военную службу для людей разных возрастов. Вы ведь тоже служили? Этот фильм на решение вашего поколения служить в армии влиял?

— После того как вышел фильм «Офицеры», количество подавших заявления в военные училища стало превышать количество мест там в несколько раз. В те годы мы жили с верой в сердце, своими идеалами, нравственными ориентирами. Я, когда оканчивал школу, написал заявление об отправке на службу в Афганистан для выполнения интернационального долга. Но в результате стал ракетчиком и служил в Кировограде. Наша часть стояла в лесу. Спали в палатках на одном матрасе и укрывались другим, потому что временами бывало очень холодно. Но все воспоминания, связанные с армией, у меня только положительные. И я горжусь тем, что родом из СССР. И тем, что нашу страну боялись и уважали во всем мире!

К сожалению, все мы видели не только развал армии, но и развал целой страны. Но сейчас и страна, и армия встают с колен. Есть выражение: «Не хочешь кормить свою армию — будешь кормить армию врага». Этого допустить нельзя, поэтому и наш проект появился неслучайно.

— По-вашему, сейчас страна переживает период возрождения?

— Да. Но мы понимаем, что есть очень много проблем. К тому же — общество разделилось. И много талантливых людей уехало из страны. Но они возвращаются! Молодежи долгое время прививались совершенно другие ценности. Теперь — имеем то, что имеем. Но возрождение хоть и болезненно, но идет.

— О чуть более поздних временах, чем ваша служба в армии, идет речь в сериале «Уголь», который недавно вышел на телеэкраны. Вы жили в то время, а сейчас его «играете». Что, на ваш взгляд, тяжелее — прожить или сыграть?

— То, через что ты прошел, остается в тебе в той или иной степени. Я с огромной любовью и уважением отношусь к той части моей жизни. История на разных этапах развивается по спирали. И эти условно 1990-е годы сейчас повторяются. Только — в мировом масштабе. Посмотрите, что происходит? Все эти цветные революции, которые пытаются разжечь то там, то здесь. У нас же в 1991 и 1993 годах тоже происходили «революции». Все мое окружение хорошо помнит те годы. Но для того, чтобы воплотить все это на экране, нужно нажать одну болевую точку, и все срабатывает автоматически. И это — самое ближайшее «ретро», чуть ли не документальная история. Съемки шли в городе Шахты, в рабочем поселке. И люди, которые жили там, все помнят. Для них это была каждодневная жизнь. Поэтому играть было достаточно просто. Другое дело то, что получилась многоступенчатая история. Семейная сага. Тут многое зависит от режиссера. И Владимир Котт, на мой взгляд, справился отлично. Получился многослойный пирог с начинкой из паутины судеб. Тем более сама история по сюжету протянулась на много лет. У меня осталось очень хорошее послевкусие от этой работы.

ДОСЬЕ

Советский и российский актер и режиссер театра и кино, телеведущий, продюсер, общественный деятель. Народный артист РФ. Родился 13 августа 1962 года в Москве. Окончил МАТИ, актерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина, Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1990-м приглашен в труппу театра «Ленком» (сейчас «Ленком Марка Захарова). Награжден орденом Дружбы.