Писатель Майк Омер: я испытываю почти физическое отвращение к искусственному интеллекту
Когда писатель выпустил свой роман "Внутри убийцы" в 2018 году, мало кто мог предположить, что его новая работа обгонит по продажам произведения самих Стивена Кинга и Джоан Роулинг. Не меньший успех ждал Омера и среди российских читателей: интерес аудитории оказался настолько велик, что отечественные деятели киноиндустрии взялись за адаптацию романа. Майк оценил решение перенести действие произведения из США в Россию. Писатель считает этот шаг уместным: "Сериал снимал российский режиссер, в нем играют российские актеры, поэтому было нужно и подходящее место, которое стало бы понятным и близким российскому зрителю". Сам результат ему тоже пришелся по вкусу.
Особенно понравилась ему актриса Анастасия Евграфова в роли Зои Волгиной — адаптированной версии главной героини романа Зои Бентли. Писатель был бы и сам не прочь поучаствовать в работе над каким-нибудь сериалом, например, написать сценарий в детективном или фэнтезийном жанре. Пока Юра Борисов гадает, получит он престижную премию "Оскар" или нет, Майк Омер уже решил, кто из российских актеров получил бы его награду: в главной роли в своем проекте он хотел бы видеть Кирилла Кяро. На писателя произвели впечатление роли артиста в проектах "Эпидемия" и "Лучше, чем люди" (оба сериала в свое время выходили на платформе Netflix и привлекли внимание аудитории по всему миру).
"Мама пришла в ужас, когда прочла мой первый триллер"
Вполне вероятно, что участие в работе над сценарием примет и жена писателя! Он неоднократно упоминал о том, что она помогает ему в написании романов. Причем, как говорит сам Майк, это происходит с каждой книгой: "Моя жена — неотъемлемая часть моего писательского процесса, и я неоднократно проводил с ней мозговые штурмы при создании сюжетов. Нет ни одной книги, в которую моя жена не внесла бы изменений — и всегда в лучшую сторону". Историю самой знаменитой героини писателя Зои Бентли они тоже придумывали вместе.
На произведения Омера повлияла, хоть и косвенно, не только жена. Оказывается, что почти все члены семьи писателя работают психологами: мама, папа и сестра. Как говорит сам автор, его книги вдохновлены биографиями серийных убийц, лидеров сект и культов, поэтому возник вопрос: "А как же мать отреагировала на произведения своего сына?" Оказалось, что неоднозначно. Когда Майк дал прочитать ей свой первый криминальный триллер ("Сеть смерти", которая в итоге стала второй книгой из цикла "Гленмор-Парк"), мама пришла в ужас.
Мама Омера теперь является преданной фанаткой сына: она прочитала все его детективы. А любимым ее произведением стала работа, которая вот-вот выйдет на русском языке, — "За спиной".
"Мне интереснее работать с женскими образами"
Произведет ли новая книга и на российских читателей такое же впечатление, как на семью писателя, покажет время. Пока известен синопсис — главной героиней повествования будет девушка, которую подростком обвинили в ужасном преступлении. Но сама она не помнит, что именно случилось той ночью. Перед надвигающимся арестом героиня убегает из дома: уезжает и строит новую жизнь в новом месте. Но 13 лет спустя люди вокруг нее вдруг начинают вести себя так, будто они что-то знают о той ночи. Они говорят странные вещи о ней. Даже ближайшие люди — ее муж и сын. Сюжет произведения ставит перед читателями много вопросов, главные из которых: "Почему эти люди ведут себя так странно? Кто манипулирует миром героини?"
Новый роман хоть и не входит в цикл и является самостоятельным произведением, но продолжает многие авторские тенденции. Например, в "За спиной", как и почти во всех произведениях писателя, в роли протагониста выступает девушка. И, как оказалось, это не случайность.
Омер считает, что ему просто не удается наладить с мужскими персонажами нужную связь, да и, как он иронично отметил, его читатели тоже их не сильно жалуют.
"Я надеюсь, что из моего будущего романа для детей вырастет целый мир"
Несмотря на выработанный стиль, тенденции, а также прямые ассоциации с жанром детектива у аудитории, Майк начинал свой творческий путь с произведений фантастических. Он неоднократно упоминал, что его вдохновляли знаменитые авторы-фантазеры Терри Пратчетт (цикл "Плоский мир") и Дуглас Адамс ("Автостопом по галактике"), которые в своих работах не боялись сатиры и черного юмора. После относительно долгого перерыва писатель вернулся к излюбленной с юношества теме под псевдонимом Алекс Риверс. Его цикл книг про темную фею из ФБР переведен на русский язык и пользуется успехом у публики.
Оказалось, что у писателя есть план подобно своим кумирам создать целый мир, но для самых маленьких. У Майка трое детей, и он захотел посвятить им целую фэнтези-вселенную: первый роман уже готов. И не без их участия. Когда Омер начал планировать книгу, он провел со своими детьми мозговой штурм. "Мы вместе придумали несколько идей. Как только первый вариант был готов, я дал им всем его прочитать и исправил детали в соответствии с их замечаниями". Писатель и здесь отдал предпочтение женскому персонажу, отметив, что главная героиня предстоящего романа, которую будут звать Хлоей Мэддокс, очень похожа на его дочь.
"ИИ заменяет собой фантазию автора"
Да и вообще Омеру удается выпускать книгу в год, а то и по две. Майк — очень продуктивный автор, хотя сам так не считает. С его точки зрения, писать можно много и стабильно, если лучше планировать свое время, которого далеко не всегда хватает. А вот другой ныне популярный инструмент оптимизации — искусственный интеллект автор резко не приемлет: его волнует даже не само качество и количество текста, который может продуцировать ИИ, а потеря писателями идентичности.
Майк даже в повседневной жизни не любит использовать нейросети, хотя и признает их место в мире. "Когда я вынужден к ним обращаться, меня это расстраивает. Я испытываю к нему почти физическое отвращение". Хотя использовать искусственный интеллект в писательстве он и считает неэтичным, Омер все равно уверен, что рано или поздно ИИ способен написать увлекательную книгу.
Даниил Хмелевской