Штормовое предупреждение в Московском Губернском театре
Все мы помним незамысловатый сюжет этого известного рассказа о том, как банальный курортный роман героя — благополучного домовладельца Дмитрия Дмитриевича Гурова – перерастает на благодатной крымской почве в нечто большее. Напомним, что Чехов написал этот рассказ в последний, трагический ялтинский период своей жизни. И через своих героев он как бы задает главные вопросы бытия – и себе, и нам, причем без лукавства и насмешки. Опасности представить эту историю как дешевую мелодраму удалось избежать режиссеру Алле Решетниковой. Спектакль, лаконичный (он идет без антракта 1 час 40 минут) и чрезвычайно музыкальный, оказался насыщен особой пронзительной энергетикой. И одна из причин этого — чрезвычайно бережное отношение режиссера (она же и автор инсценировки, и художник-постановщик) к тексту. Фото Галины Фесенко Решетникова не переписала рассказ в пьесу с положенными диалогами, а придумала следующее. Во-первых, ввела в действие... самого автора. Фанерная фигура Чехова в плетеном кресле постоянно присутствует на сцене, как бы наблюдая за историей. А его alter-ego воплощает ироничный Андрей Исаенков. Он, как тень, всегда рядом с Гуровым и Анной Сергеевной. То в виде официанта в кафе, то портье гостиницы в городе С., то заботливой няни... Во-вторых — режиссер предложила не только автору, но и героям говорить о себе... в третьем лице. И этот прием дал неожиданный результат — действие вдруг одновременно и удалилось (как бы за стекло времени), и углубилось (внутрь характеров героев)... - Представить прозаическое произведение на сцене гораздо сложнее, чем в кино, поскольку здесь текст от автора порой важнее диалогов, и у Чехова он совершенно потрясающий, чувственный, — считает худрук театра Сергей Безруков. — Мне кажется, что форма, избранная режиссером для этого спектакля, передает эмоции и атмосферу чеховского рассказа, здесь замечательные актерские работы. Статный Антон Соколов, играющий Гурова, рисует своего героя в развитии. Сначала мы видим заурядного бонвиана, ухлестывающего за симпатичной незнакомкой (в роли Анны Сергеевны Наталья Шклярук). Соколов использует не только чеховский текст, но и пластику – вплоть до опасных акробатических этюдов на хлипкой деревянной ограде. В финале же мы видим другого человека — любовная страсть его переродила. Фото Германа Жигунова Для Соколова эта роль стала первой серьезной встречей с творчеством Чехова. - Эта работа для меня – возможность собрать все, что я умею, все, о чем мне хотелось бы рассказать, — говорит артист. – Здесь мы говорим о проблеме лжи самому себе. О том, что человеку легче идти по проторенным дорогам, быть в системе, построенной обществом, легче врать себе, чем быть самим собой и делать то, к чему ты предназначен. И у нас в спектакле человек проходит через круги ада, чтобы прийти к себе настоящему. Мне кажется, это вообще основная идея у Чехова – никогда не поздно начать жизнь с чистого листа. А любовь — это когда люди не боятся быть слабыми… Не боятся принять слабость другого человека… А счастье — это когда преодолеваешь все преграды. - У моей героини жизнь после встречи с Гуровым жизнь делится пополам, — добавляет Наталья Шклярук. – После этой встречи ей уже невозможно жить по старым шаблонам, в старой системе координат. В какой-то момент возникает ощущение, что она становится пеплом, из которого начинает вырастать новый человек – благодаря встрече с мужчиной, который дал ей новую жизнь, этот полет. Ведь любовь – это всегда дар, это полет. Фото Германа Жигунова Детали здесь тоже важны. Появится в спектакле та самая "собачка" — белый шпиц. Но в виде... белой лохматой мочалки. Ее будут "выгуливать" два "арлекино" – артисты кафе в цилиндрах (пластичные Дмитрий Воркунов и Сергей Ренсевич). Эти тени героев своей точной, местами ироничной, местами циничной пластикой будут их сопровождать и беззвучно комментировать душевное состояние... Появится на сцене и тот самый арбуз — причем небольшой, но настоящий, ароматный... Помните, как смачно ест его герой после свидания? А на экране за сценой будет мелькать... видео — от морских пейзажей до серых улиц провинциального российского городка начала прошлого века (видеограф Евгений Гомоной). Все это вкупе, как и острый музыкальный ряд (мощные и неожиданные треки группы The Tiger Lillies), рождают тревожное ожидание любви как стихийного бедствия. Фото Галины Фесенко Спектакль приглашает к размышлению о сути этого чувства. Любовь для героя – дар или проклятие? И как жить с ним, осознавая пустоту прожитых лет? По сути, чувство становится тем триггером, который ведет героя к пересмотру всей его жизни рядом с чужими, в сущности, людьми. Гуров, который в начале истории потребительски принимает энергию любви, к финалу вдруг начинает сам ее излучать. И что важно – видит в этом новый смысл жизни. Фото Германа Жигунова Алла Решетникова признается, что ей было страшно приступать к этой работе. - Но потом, когда начали работать, все задышало и пошло… История оказалась как раз для нас, тем более что артисты невероятно талантливые. И в этот раз я алчно забрала себе сценографию и костюмы — впервые в жизни хотелось от начала до конца рассказать свою историю, хоть и чеховскую. Всем было интересно работать. И весело. Материал (это абсолютный шедевр) давал повод… Ведь, по сути, это не только история любви, а дорога к себе истинному. Про встречу с самим собой. Герои пытаются скрупулезно разобраться в себе: кто я, чем я живу, чего я хочу. Своей ли жизнью я живу, или она навязана и не имеет ко мне никакого отношения. - У Чехова всегда в произведениях сто пудов любви, и чаще всего это любовь несчастная, неразделенная – или, как в "Даме с собачкой", любовь взаимная, но запретная, — говорит Сергей Безруков. – Можно сказать, что Чехов в своих произведениях создает целую энциклопедию самых разных историй и проявлений любви. Но всегда любовь становится для каждого героя тем "пробным камнем", который показывает ему и нам, кто он есть в этой жизни. Фото Галины Фесенко Это Чехов – пронзительный, страстный, смешной, порой эксцентричный, но настоящий, считает Безруков. Безусловно, это современное, очень чувственное прочтение рассказа, и, как мне кажется, режиссеру удалось, сохранив авторский текст, сделать эту историю очень живой. Здесь есть сочетание драматичной истории и буффонады, которая только подчеркивает тонкость, глубину истории про этих двух любящих друг друга людей, любящих бесконечно, до сумасшествия. Здесь разворачивается настоящая буря чувств, почти шекспировских страстей.