«Таинство» принесло победу
Курянка Лилия Мачихина со снимком крещения младенца стала победителем в номинации «Таинство» престижной фотопремии Russian Photo Awards. Это самый настоящий «Оскар» для профессиональных фотографов: в 2024 году в конкурсе приняли участие более 11 тысяч работ в 30 номинациях. Мы пообщались с Лилией, узнали о её пути в фотографии, об особенностях работы в храмах, о спросе на такого рода снимки. Фотограф с детства – С чего начался ваш путь в фотографии? – Фотография со мной с первых дней жизни. Сначала была своего рода моделью у дяди, а ближе к 10 годам родители подарили мне первый фотоаппарат с плёнкой. Помню, как бережно экономила кадры, старалась, чтобы они получались с первого раза. С камерой не расставалась: у меня много альбомов со снимками из юности. Меня цепляла фотография, но, наверное, я тогда ещё не осознавала этого. Просто любила фотографировать. Уже во время учёбы в институте у меня появилась цифровая камера – купила её с первой зарплаты. И тогда это казалось чем-то невероятным. А в 2010 году я вышла замуж, супруг подарил мне зеркальную камеру. Видимо, заметил моё стремление и желание заниматься фотографией. Тогда я уже начала «брать в оборот» всё своё окружение, подруг, родственников, придумывала различные проекты. Тогда для меня это было ещё скорее хобби. Спустя два года у меня родился сын, я начала снимать каждый его шаг. Старалась запечатлеть все моменты его жизни. А затем ко мне стали обращаться другие мамы, чтобы я сфотографировала их детей, их семейные праздники. Я очень любила снимать детей, ведь на фотографиях присутствуют их настоящие и искренние эмоции. – Сейчас многие знают вас как церковного фотографа. Это не самый очевидный жанр фотографии. Почему именно он? – Прежде я принимала все запросы, с которыми ко мне приходили. Это было начало пути, я искала себя. И поступали иногда запросы на съёмку крещения. На этот вид съёмки я всегда шла с неким страхом, потому что были сложные условия: мало света, избыток жёлтого цвета, незнание определённых моментов, потому что не хотелось мешать батюшке, молящимся людям. Было много вопросов и мало ответов. А где-то в 2018-2019 году я попала на съёмку крещения в маленьком помещении, в тёмной комнате с жёлтыми стенами. Тогда я впервые использовала вспышку на таинстве – моя техника была не настолько светосильной. Мои герои остались довольны, а я внутренне – нет. Мне хотелось художественности, профессионализма в своих действиях. Начала разбираться в этом сложном направлении. Хотелось, чтобы фотография была наполнена светом, любовью к Богу, теплотой. Хотелось, чтобы это была не просто фотография на память, а несла в себе сильные чувства. Церковная съёмка – это всегда про умиротворение, спокойствие и духовность. Также в храме бывает сложный, но одновременно интересный красивый свет, который хотелось приручить и создавать уникальные художественные кадры. Церковная фотография может передавать глубокие эмоции. А главное – это позволяет почувствовать себя ближе к Богу через творчество. Дресс-код для фотографа – А можно сказать, что у людей есть спрос на фотографии таинств? – Абсолютно верно! У людей действительно есть спрос на снимки, которые запечатлевают важные, памятные события в их жизни. Церковные таинства – это моменты, которые имеют глубокое эмоциональное и духовное значение. Очень радостно, что люди всё больше ценят и хотят сохранить память об этом дне, например, чтобы показать ребёнку, когда он вырастет, как всё происходило. Фотографии таких событий становятся не просто снимками, а настоящими семейными реликвиями, которые передаются из поколения в поколение. Они помогают сохранить память о важных моментах жизни, связанных с верой, семьёй и традициями. Я периодически публикую календарь венчаний на год, так как есть дни, в которые таинство не совершается. А вот таинство крещения проводится практически всегда, достаточно согласовать дату с батюшкой. – Говоря о согласованиях, насколько сложно договориться о съёмке в храме? – Сейчас батюшки очень демократичны и зачастую разрешают снимать. Но я всегда заранее обсуждаю этот вопрос со своими героями, прошу их взять благословение на съёмку, чтобы было официальное разрешение. Также я сама стараюсь подойти к батюшке и взять благословение лично, могу даже задать пару вопросов. Все люди разные, в каждом храме есть свои особенности и нюансы. Лучше знать обо всём заранее, чтобы, не мешая процессу таинства, сделать кадры. – Наверняка со многими священнослужителями вы уже в дружеских отношениях… – Да, конечно. Многие уже знают меня в лицо, всегда мне рады и благословляют на съёмку. Часто снимаю в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Курчатове. Его настоятель отец Евгений поддерживает меня во всех начинаниях, я ему очень благодарна за это. Часто снимаю службы, богослужения, литургии в этом храме. По благословению отца Евгения в 2023 году на базе храма проходила моя персональная фотовыставка «Возрождение». Тогда я пригласила своих друзей, было очень душевно и приятно, что этот узкий круг людей разделил со мной такой важный для меня шаг. – Какие ещё требования есть к съёмке в храме? Наверняка необходимо соблюдать дресс-код. И ранее вы говорили про использование вспышки. – Работа в храмах имеет ряд особенностей, и фотографу важно учитывать правила и рекомендации, чтобы уважать святость места, не мешать богослужению и окружающим. В процессе работы важно оставаться максимально незаметной, не вмешиваться в процесс и не нарушать его ход, использовать бесшумное оборудование, знать, где и когда можно ходить, и не упустить важный момент. В храм нужно одеваться скромно и аккуратно. У меня это чаще всего платье или юбка ниже колена в спокойных тонах, платок. Со своими героями тоже обязательно готовимся заранее, я высылаю рекомендации по образу и деталям. Я снимаю без дополнительного источника света. Вспышка может отвлекать молящихся, нарушать атмосферу богослужения и даже повредить старинные иконы или фрески, если они чувствительны к свету. В некоторых храмах использование вспышки строго запрещено. Стараюсь по максимуму использовать естественный свет, оконный и от свечей. Это создаёт атмосферные кадры с мягким, тёплым освещением. Также спасает камера с хорошей светочувствительностью и светосильные объективы. Соблюдение этих правил помогает не только сделать качественные снимки, но и проявить уважение к святому месту и людям, находящимся в нём. Это особенно важно, ведь церковная фотография – это не просто искусство, но и ответственность за сохранение духовной атмосферы. Фотография как служение – Насколько сложно поймать удачный кадр во время крещения? Наверняка малыши часто капризничают. – Это репортажная съёмка, где никто специально, особенно во время таинства, позировать не будет. Да это и неуместно. Я всегда своим героям говорю, что мы идём в храм в первую очередь совершить таинство крещения или венчания, а только во вторую очередь – ради красивых постановочных кадров. Момент погружения в купель – секундное дело, это репортажные кадры. Иногда батюшки задерживают ребёнка на пару секунд и ждут, когда я сделаю кадр. Но это бывает крайне редко и в основном с теми батюшками, с которыми я часто взаимодействую. Во многих храмах мне уже известно, с какой стороны лучше подойти и получить нужный кадр. Но гарантировать, что ребёнок будет смотреть в кадр, я не могу. Бывает, ребёнок капризничает и плачет, и я тоже переживаю вместе с его родственниками, но беру себя в руки, сосредотачиваюсь и начинаю ловить моменты. Однако всё складывается наилучшим образом, получаются милые и трогательные снимки, есть из чего выбрать. – Вы – победитель главной всероссийской премии в области фотографии. Матвей, крещение которого вы снимали, можно сказать, даже позировал вам. Помните эту съёмку? – Фотография сделана во время таинства крещения в момент окунания младенца в купель в храме Серафима Саровского и Собора Курских Святых летом 2024 года. Снимок исключительно репортажный, в считаные мгновения мне удалось поймать такой сразу всем полюбившийся милый кадр. Тем он ценен и дорог, что неповторим, что останавливает, цепляет взгляд, вызывает эмоции у зрителя. Хочу отметить прекрасного батюшку отца Александра, который каждое крещение проникается и проживает с семьёй духовное рождение малыша, поясняя каждый шаг понятным и доступным языком, а ещё он всегда очень красиво держит младенцев в ответственный момент, что позволяет сделать чудесные памятные кадры для семейной истории. – А что для вас значит получение фотопремии Russian Photo Awards? – Победа в номинации «Таинство» очень ценна для меня, так как это главная всероссийская премия в области фотографии. Попасть в топ-100 лучших работ среди сильнейших фотографов России – это очень почётно и престижно. Выйти в финал и получить приглашение на торжественную церемонию вручения премии – мечта для любого фотографа, а одержать победу в своей нише и получить «Оскар» – отдельный вид счастья. Для меня это было совершенно неожиданно, хотя в душе теплилась надежда до последнего. – Ранее вы упомянули свою фотовыставку «Возрождение». Почему важно говорить людям о вере через искусство и фотоискусство в том числе? – Напечатанные фотографии производят совершенно иное, более сильное эмоциональное и глубокое впечатление, чем на экране монитора. Немаловажным моментом является отклик в сердцах зрителей. Мне посчастливилось наблюдать весь спектр их эмоций: восхищение, радость, восторг, умиление и даже слёзы. Для меня как для любого творческого человека очень важна такая обратная связь. Если фотография цепляет, останавливает взгляд зрителя, находит отклик в сердцах людей, значит, я на верном пути. Говорить о вере через фотоискусство – это способ передать духовные истины, вдохновить людей и помочь им задуматься о вечных вопросах. Хотелось представить церковную фотографию как отдельный вид творческой деятельности, популяризовать христианство, передать красоту богослужений, глубину чувств, ценность ускользающего мгновения важных событий жизни православного человека, рассказать и сохранить историю. – Не могу не спросить о Союзе церковных фотографов, членом которого вы являетесь. Когда присоединились к нему? – За Союзом церковных фотографов я наблюдала давно, участвовала в фотоконкурсах, а в 2023 году вступила туда после всероссийского съезда. Тогда познакомилась с невероятно талантливыми людьми из разных уголков нашей страны. Ежегодно союз организует встречи коллег в различных городах: мы гуляем, общаемся, обмениваемся опытом, посещаем святые места, экскурсии, открываем фотовыставки, а опытные фотографы проводят мастер-классы и воркшопы. Дорогого стоит находиться в кругу единомышленников. Союз для нас как огромная фотографическая семья, где мы и в горе, и в радости, а также помогаем друг другу расти профессионально. – Что для вас церковная фотография? – Она всегда уникальна и неповторима, здесь интересно и нужно думать, уметь соединить репортаж и художественность момента. Для меня это направление особенно значимо, ведь это не только способность работать в любых условиях, но и духовная составляющая. А я верующий человек. Для меня церковная фотография – это не просто жанр или направление в искусстве, а глубокий и многогранный способ выразить духовную красоту, запечатлеть моменты, которые соединяют человека с чем-то большим, что мы не всегда можем увидеть, но, открыв своё сердце, можем почувствовать. Церковная фотография – это способ служения людям. Через снимки можно поддержать тех, кто переживает трудные времена, вдохновить тех, кто ищет веру, или просто подарить радость тем, кто ценит красоту духовной жизни. Это возможность делиться светом и надеждой. Для меня как фотографа церковная фотография – это ещё и личный духовный опыт. Это возможность через объектив камеры почувствовать себя частью мироздания, прикоснуться к святости и поделиться этим с другими. Это не просто съёмка, но и миссия, которая вдохновляет и наполняет смыслом. Ирина СИДОРЕНКО Фото из архива Лилии МАЧИХИНОЙ