На фестивале "RТ.Док: Время наших героев" покажут 70 фильмов

В Национальном центре "Россия" открылся фестиваль "RТ.Док: Время наших героев". В ближайшие три дня здесь покажут фильмы военных кинодокументалистов и военкоров, а также расскажут о войне - реальной и информационной, споют о наших бойцах… И обязательно поплачут, обнимутся, помолятся за живых и мертвых, и снова обнимутся. Потому что, как сказала генеральный продюсер фестиваля Екатерина Яковлева - сегодня время быть вместе. Быть рядом с нашими героями.

На фестивале "RТ.Док: Время наших героев" покажут 70 фильмов
© Российская Газета

А героев в "России" встретить нетрудно. Бойцы, командиры, матери павших… А чем не герои авторы тех 70 картин, что будут показаны на фестивале?

Николай Цонку - это первый, кого мы встретили в закулисье фестиваля - до 2022 года играл в популярных сериалах, но вскоре после того, как началась СВО, он закупил гуманитарку, сел в машину и поехал туда, где были очень нужны настоящие герои. Он ходил в бои со штурмовиками, разведчиками, эвакуировал раненых… Он был обычным бойцом с позывным "Продюсер", за одним исключением - Цонку не заключал ни с кем контрактов, не подписывал никаких страховок, его на передовой официально как бы не было, но он был, и те сто фильмов, что он там успел снять, - тому подтверждение.

И уже где-то в далеком прошлом те месяцы 2022 года, когда ему коллеги-актеры и другие "доброжелатели" писали в запрещенной ныне сети - "ты сошел с ума, зачем тебе эта, чужая, война". Теперь многие из тех, кто раньше воротил нос от Донбасса и СВО, нет-нет да напишут ему - подскажи, друг, а как теперь совесть отмыть?

Они не вдруг, но стали прозревать, и не без помощи фильмов Николая. Война теперь стала не такой далекой и совсем не чужой.

В программе фестиваля - его картина "Штурмовики" - о том, как простые парни, вчерашние учителя, инженеры, водители воюют на Запорожском фронте. Очень честная картина, которая чуть было не стоила автору жизни - потому что снималась она не просто под обстрелами и во время реального штурма Работино, это был настоящий ад, где было так много по-настоящему мужской работы, что на кнопку "запись" не всегда удавалось нажать.

На фестиваль Николай приехал из-под Курска, там вместе с обычными мужиками с Кузбасса он выносил на себе раненых. За два месяца на их счету десятки спасенных жизней. Жил их экипаж в Курске у обычной бабули… Николай рассказывает, что курянка все рвалась с ними на передовую, все спрашивала - сынки, меня-то когда возьмете? "Ты что, бабушка, там же стреляют!" Она провожала их каждое раннее утро, часа в четыре-пять, и поздно вечером встречала: "ну как вы, родные мои".

Он снял фильм и об этих кузбасских богатырях. И о том, что сегодня происходит в нашем пограничье. Картина выйдет 23 февраля на каналах Николай Цонку в YouTube и в Telegram, ее название "Курск. 80 лет спустя". И это тот титр, который понятен без комментариев.

А вот итальянка с красивой улыбкой Сарра Реджинелла. Она журналист, психолог, автор фильмов и книг о войне на Донбассе, где бывала несколько раз, первый - в 2014-м, в том самом году, который перевернул мир.

На хорошем русском Сарра говорит: "Мне долго никто не верил в Италии, когда я показывала снимки раненых и убитых мирных жителей Донбасса, обвиняли меня в фотомонтаже, а итальянские парламентарии внесли меня в так называемые черные списки, чтобы со мной не могли сотрудничать СМИ".

Кто там все еще воет про иноагентов? Пример Сарры доказывает - первые иноагенты появились в Европе, и это были те, кто говорил правду о Донбассе.

Больше того, Сарра написала книгу о тех женщинах, чьи дети были убиты или ранены при обстреле городского парка Горловки, о том, как, увидев ее с камерой на донбасских улицах, к ней подходили прохожие и просили - вы им там передайте, что мы не террористы…Нет, не террористы мы. Когда началась спецоперация, ее книга очень пригодилась тем итальянцам, которые хотели разобраться, а действительно ли во всем виновата Россия.

"В Италии много тех, кто не поддался западной пропаганде, и кто на стороне России, вы уж мне поверьте, - говорит Сарра. - Просто их не слышно, но и это временно. В последние месяцы информационная блокада нет-нет да прорывается".

Кстати, о том, как пророссийские коллеги во всем мире прорывают блокаду, будут говорить уже 22 февраля на специальном круглом столе, где помимо Сарры своим опытом борьбы за русскую правду поделятся итальянский журналист Винченцо Лоруссо, словацкий политик Павол Слота, камерунская журналистка Мануэла Диана ДумбеСике, военкор и бывший офицер Министерства обороны Ирака Сахиб Муртада Хамид Сахиб… На фестиваль в этом году приехало немало иностранцев - помимо опыта, они привезли и свои фильмы, их можно увидеть в международной программе смотра. "РГ" здесь рекомендует, прежде всего, ленту самой Сарры "Фронт невидимых" и картину нашего иракского коллеги "Марьям" - о девочке, спасенной под руинами Мосула. Очень знакомая понятная боль.

Уже по традиции - а фестиваль проходит в третий раз - всех зрителей встречают портреты героев спецоперации и донбасского ополчения. Моторола, Воха, Корса… Всем уже известные позывные, и всем знакомые глаза.

Одна из художниц, чьи работы представлены на выставке "Герои нашего времени" - Татьяна Пономаренко-Левераш, и она тоже герой.

Она поднималась на верхний этаж Донецкого аэропорта, когда по нему еще били снайперы - но ее друг, тот самый Воха, он же командир разведбатальона "Спарта" Владимир Жога попросил ее написать Донецк с высоты птичьего полета. "Ведь в этот город обязательно должен прийти мир", - говорил он. Как здесь откажешь, ведь это и ее любимый город, в который она переехала из Москвы в начале 90-х.

Она же вместе с донбасскими ополченцами прошла бои за Мариуполь, и когда наши парни счастливые, опьяненные победой, купались в освобожденном Азовском море, она их рисовала - тоже счастливая, тоже в слезах. На одной из ее картин - Роман Воробьев, позывной "Воробей", один из командиров штурмового батальона "Сомали", награжденный званием Героя России, увы - посмертно. "Воробья" зрители фестиваля RT смогут увидеть и на экране - в фильме Макса Фадеева "У края бездны".

… А ведь в 2014 году, она, заслуженная художница Украины Татьяна Пономаренко-Левераш, стояла в очереди за винтовкой - думала присоединиться к ополчению Донбасса. Ее отговорили, сказали - воюй кисточками. И она воюет.

"Мне уже звонят сами бойцы, у нас тут новые герои, говорят, появились, приезжай, пиши по живому, и я еду. А как иначе?".

И, правда, - а как иначе?

Приковывает взгляд и картина Андрея Крюкова "Жизнь продолжается", - деревенский дом, стены изрешечены осколками, на деревянном стуле потягивается кошка, в углу на маленькой печке что-то греется в кастрюлях, а на пороге комнаты стоит старушка в платочке - и на ее лице нет даже тени унынья. Заметил, что именно у этой картины чаще всего останавливаются поговорить о мире и войне бойцы.