Почему K-pop популярен в России и при чем тут шведы

K-pop, или корейский поп, — жанр популярной музыки, зародившийся в 90-х годах XX века в Южной Корее. Пожалуй, один из главных его признаков —сочетание элементов хип-хопа, рэпа, электропопа, танцевальной музыки, рока, кантри и ритм-н-блюза. Концерты айдолов — так называют исполнителей корейской популярной музыки — превращаются в настоящее шоу: зажигательный ритм, яркие цвета, эффектные костюмы и продуманные танцы. Сегодня за k-pop-группами следят миллионы фанатов по всему миру, и слушатели из России не стали исключением. В чем причины популярности жанра и кто составляет его целевую аудиторию в нашей стране — ТАСС рассказали эксперты — аналитики данных.

Почему K-pop популярен в России и при чем тут шведы
© ТАСС

Фанаты k-pop

Платформа МТС "Геоэффект" изучила более 13 тыс. посетителей 10 крупнейших k-pop-концертов и фестивалей в России, которые прошли с января 2024-го по январь 2025-го. Как отметил руководитель платформы Даниил Матвеев, корейская популярная музыка востребована как у мужчин (51%), так и у женщин (49%). Наибольшая доля слушателей (около 30% от общего числа) приходится на тех, кому еще не исполнилось 18 лет. "При этом примерно половина фанатов младше 45 лет, а среди старшего поколения доля поклонников не превышает 20%. Около 16% — родители, которые пришли на мероприятия с детьми", — добавил собеседник агентства. 

Среди отличительных черт посетителей k-pop-концертов Даниил Матвеев назвал высокий доход: более 60% с ежемесячным доходом выше среднего по Москве. При этом собственный автомобиль есть только у 28% фанатов. А каждый второй слушатель корейской популярной музыки ведет здоровый образ жизни: занимается спортом, следит за питанием и регулярно покупает товары для фитнеса.

Внушительной оказалась и география поклонников жанра. Большинство посетителей концертов были из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Пермского и Краснодарского краев, а также из Белоруссии, Киргизии, Китая и самой Кореи. "В топ популярных мероприятий изучаемого периода вошли фестиваль K-Pop Open-Air, концерты группы X:IN в Москве и Санкт-Петербурге, MDKM K-Pop Confedance и "Халлю Фест", — подытожил руководитель платформы МТС "Геоэффект".

Место k-pop в музыкальной индустрии России

Генеральный директор МТС Лейбл Надежда Бойчевски, описывая место k-pop в музыкальной системе России, провела аналогию с восточной литературой и мультипликацией. "Манга и аниме — одни из самых быстрорастущих жанров во всем мире. Интерес к ним есть у широкой возрастной аудитории. И хотя российский рынок идет по своему пути, отголоски мирового тренда доносятся и до нас. K-pop в этом ключе скорее отголосок", — отметила она.

По словам собеседницы ТАСС, в рамках жанра понятный визуал — с несколькими очень разными персонажами, каждому из которых отведена строгая роль с соответствующей внешностью — сопровождается четким музыкальным референсом. Композиции же для k-pop давно создают шведы, чья музыкальная школа российской аудитории хорошо известна. "Получаем хорошо знакомые поп-мелодии в новой упаковке — отсюда и интерес", — заключила Бойчевски. Она добавила, что для сегодняшней России k-pop еще "не массовая история", но и тренды в нашей стране не принимаются молниеносно.

Причины популярности k-pop

Как обращает внимание руководитель редакции HiFi-стриминга "Звук" Александр Плетнев, выступления k-pop-исполнителей на международных фестивалях и участие в шоу способствуют росту интереса к жанру во всем мире. Одна из причин популярности корейской музыки в том, что айдолы крайне внимательно относятся к качеству звучания, много работают над визуальной составляющей концертов и клипов, а также проходят масштабную подготовку. "Исполнителей обучают годами, что, конечно, отражается на уровне их выступлений и творчества в целом", — заметил собеседник агентства.

Другой фактор — кросс-культурная привлекательность. Группы исполняют песни на разных языках, а сочетание элементов многих жанров позволяет охватывать широкую аудиторию. Значительную роль играют и социальные сети. Например, артисты могут взаимодействовать с поклонниками в комментариях на личных страницах, сокращая с ними дистанцию. Фандомы — фанатские сообщества — также активно представлены в соцсетях. Они помогают продвигать исполнителей: организуют мероприятия и массовые флешмобы в поддержку релизов, привлекают внимание СМИ.

Генеральный продюсер МТС Live Янина Татарицкая добавила, что в последние годы наблюдается повышенный интерес пользователей сервиса к k-pop-артистам. Так, уже распроданы билеты с ранним входом на концерт группы ALL(H)OURS, которая впервые посетит Москву и Петербург в конце марта. "Успешное выступление группы X:IN в "МТС Live Холл" в Москве и клубе "А2" в Санкт-Петербурге, куда было продано более 6 тыс. билетов, — яркий пример того, что k-pop продолжает завоевывать сердца зрителей", — подытожила Янина Татарицкая.

Алиса Куликова, Мария Барановская