Рыцари, Петр I и восстание Пугачева. Знаменитые работы художника по костюмам Натальи Полях
24 февраля исполняется 80 лет со дня рождения художника-постановщика и художника по костюмам Натальи Борисовны Полях, связавшей почти всю свою профессиональную жизнь с Киностудией Горького. Благодаря ее знаниям и мастерству на экране было создано множество запоминающихся образов, переносящих зрителя в другие миры и эпохи.
Наталья Полях родилась 24 февраля 1945 года. После окончания театрально-художественного техникума выбрала профессию художника по костюмам. Ее сотрудничество с Киностудией Горького началось в конце 1970-х с советско-восточногерманского телесериала «Карл Маркс. Молодые годы» Льва Кулиджанова. Премьера семисерийного фильма состоялась в июне 1980 года, в 1982-м режиссер и авторы сценария были удостоены за него Ленинской премии.
Петровская эпоха
Наиболее ярко Наталья Борисовна проявила себя в исторических картинах. Для ее почерка характерны тщательная проработанность деталей, большая исследовательская работа, помогавшая достоверно воссоздавать костюмы того или иного периода. Одним из главных ее интересов была эпоха Петра I — она принимала участие в создании картин «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980) Сергея Герасимова, снятых по роману Алексея Толстого «Петр I», а также «Россия молодая» (1981) Ильи Гурина.
Двухсерийный фильм «Юность Петра», первая часть исторической дилогии, был очень успешен — в прокате его посмотрели 23,5 миллиона зрителей, а исполнитель главной роли Дмитрий Золотухин стал лучшим актером года по результатам опроса журнала «Советский экран». За картины «Юность Петра» и «В начале славных дел» Сергей Герасимов получил специальный приз XIV Всесоюзного кинофестиваля в Вильнюсе за масштабность воплощения историко-патриотической темы. В основу фильма «Россия молодая» лег одноименный роман Юрия Германа, но его можно рассматривать как продолжение дилогии Герасимова — ее события заканчиваются незадолго до начала тех, что изображены в ленте Ильи Гурина, а Петра I играет тот же актер. Наталья Полях в «России молодой» занималась оформлением мужских костюмов.
Следующая важная лента, над которой работала Наталья Борисовна, — советско-американский сериал «Петр Великий» (1986), первый крупный иностранный кинопроект на территории Советского Союза (его бюджет составил около 27 миллионов долларов). Это тоже экранизация — сюжет основан на романе Роберта Масси «Петр Великий. Его жизнь и его мир», за который писатель получил Пулитцеровскую премию.
В съемках участвовали именитые актеры Максимилиан Шелл, Омар Шариф, Лоуренс Оливье, Ванесса Редгрейв, Наталья Андрейченко, Борис Плотников, Всеволод Ларионов и другие. Для сериала специально изготовили более пяти тысяч исторических костюмов, за которые художники впоследствии получили международную телевизионную премию «Эмми». Наталья Полях была тогда ассистентом художника по костюмам Эллы Маклаковой. Последняя вспоминала, что работать с некоторыми актерами было достаточно непросто. Например, исполнитель главной роли Максимилиан Шелл никак не хотел расставаться с подаренным ему черным шарфом и носил его не снимая — эта деталь даже попала на некоторые кадры. А в сцене свадьбы в церкви он снялся в своих современных кожаных перчатках — день был очень холодный, так что, возможно, актер просто забыл их снять.
Историческое кино и экранизации
Наталья Борисовна прекрасно владела знаниями о костюме не только петровской эпохи, но и других исторических периодов.
В 1992 и 1993 годах Евгений Герасимов взялся за экранизацию романа шотландского писателя Вальтера Скотта «Талисман», сценарий по его мотивам написал Сергей Тарасов. На экраны вышел фильм «Ричард Львиное Сердце» и его продолжение, «Рыцарь Кеннет», действие которых происходит в Англии XII века. В те годы отечественный кинематограф переживал серьезные финансовые трудности, но даже в условиях ограниченного бюджета художникам по костюмам удалось воплотить в кадре запоминающиеся средневековые наряды и дух эпохи крестовых походов. За работу над фильмом «Ричард Львиное Сердце» Наталья Полях получила свою первую премию «Ника».
В 2000 году вышел фильм «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина по мотивам повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Его снимали в Оренбургской области — на Красной горе возле поселка Саракташ возвели декорации, изображающие Белогорскую крепость (избы, мельницу, церковь, крепостную стену). Главные роли исполнили Матеуш Даменцки, Каролина Грушка и Владимир Машков. Костюмы (а их для съемок понадобилось около двух тысяч) изготавливали, максимально соблюдая историческую достоверность и ориентируясь на конец XVIII века. Поэтому, например, форма гусаров может показаться неожиданной для зрителя — в большинстве популярных кинокартин они появляются в мундирах времен войны 1812 года.
За картину «Русский бунт» Наталья Полях также была удостоена национальной кинематографической премии «Ника» за лучшую работу художника по костюмам.
Последним фильмом, для которого создавала костюмы Наталья Борисовна, было «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2007) Георгия Юнгвальда-Хилькевича, третья часть продолжения приключений Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна. Главные роли исполнили звезды предыдущих картин Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин, съемки проходили практически в тех же местах, где снимали легендарную первую часть фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (1989). До этого, в середине 1990-х, Наталья Полях занималась подготовкой костюмов для экранизации двух других произведений Александра Дюма — романов «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро».
Киностудия Горького — одна из крупнейших в России, старейшая киностудия Москвы. Здесь вышло более тысячи фильмов, среди которых «Семнадцать мгновений весны», «Офицеры», «Морозко», «…А зори здесь тихие», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Гостья из будущего», «Карнавал», «Вам и не снилось…», «Три плюс два» и многие другие. Киностудия — одна из основных площадок масштабного московского кинокластера, объединяющего объекты инфраструктуры, услуги и сервисы для кинопроизводителей. Его развитием занимается Правительство Москвы в рамках проекта Сергея Собянина «Москва — город кино». В структуру кинокластера входит также сеть кинотеатров «Москино», кинозавод, кинопарк, кинокомиссия и киноплатформа «Москино».