Любовь или просто желание? В омском театре станет жарко от испанцев на сцене
В Омске готовят премьеру комедии Лопе де Веги о том, как ревность и гордыня могут стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Но любовь всё преодолеет. Испанские страсти и любовь - причина всех радостей и бед человечества - вспыхнут на сцене Омского государственного театра куклы, актёра и маски "Арлекин". 7 марта там состоится премьера спектакля "Собака на сене" (12+) по одноимённой комедии драматурга Лопе де Веги. Знатная молодая дворянка Диана, ставшая вдовой до срока, страдает от любви к своему секретарю Теодоро. Она то ревнует его к своей служанке, намекая на свои чувства, то смиряет его холодным тоном и указывает на место в обществе. Гордыня и предрассудки капризной Дианы - не единственные враги влюблённых. Два поклонника вдовы, граф Федерико и маркиз Рикардо, недовольны появлением нового соперника. О том, почему комедию Лопе де Веги нужно играть именно с куклами, положат ли на сцену сено, почему ревность и чувство собственничества свойственны всем женщинам и можно ли стать серьёзным мужчиной за три дня, создатели спектакля рассказали журналистам. Режиссёром постановки выступил Борис Гуревич из Санкт-Петербурга, с которым у театра давнее сотрудничество. Его спектакль "Севильский цирюльник" (12+) идёт на сцене "Арлекина" уже семь лет. А его постановка "Три мушкетёра" (12+) удивила зрителей необычными решениями в декорациях - там герои фехтовали на шахматной доске, которая превращалась то в город, то в монастырь. В центре будущей премьеры - тема всепоглощающей любви, в которой всегда есть место не только страданиям, но и смеху: ведь мы бываем так нелепы, когда захвачены чувствами. - Комедия написана в 1618 году. Столько веков прошло, а ничего не изменилось - всё те же люди и их страсти. Та же природа, та же любовь и ревность - ничего не меняется. И это исследуется из века в век, - говорит режиссёр Борис Гуревич. - Но есть в этой комедии один момент: в ней не только любовь и страсть, но и эротизм, его здесь не могло не быть. Лопе де Вега - автор плотский, но мы остаёмся в рамках приличия. Борис Гуревич Кстати, если в "Трёх мушкетёрах" актёры управляли куклами-марионетками, то в простановке "Собака на сене" задействованы разные куклы: и планшетные, и куклы-марионетки. Персонажи спектакля и декорации были изготовлены по эскизам питерской художницы Татьяны Мельниковой. В спектакле задействованы и маленькие куклы, и в человеческий рост. - Пьесы Лопе де Веги игрались в коррале (двор, образованный, как правило, стенами одного или нескольких домов, определённым образом приспособленный для театральных представлений - прим. ред.). А это площадной театр. И именно поэтому я считаю, что играть "Собаку на сене" нужно с куклами - они позволяют выявить площадную яркую природу творчества Лопе де Веги, которую невозможно сыграть в драме, - рассказал Борис Гуревич. Изготовлением декораций и самой большой куклы в спектакле - Лудовико - занимается художник-бутафор Лиана Прохорова, которая в недавнем интервью "Омск Здесь" рассказала о тонкостях работы по изготовлению театральных кукол, а также раскрыла некоторые секреты "Собаки на сене". Например, какие апельсины будут лежать на сцене. А вот того самого сена, на котором, согласно пословице, разлеглась жадная собака, в спектакле не будет. Режиссёр шутит: Мне, когда пишут мои коллеги из Питера, как там "Собака", говорю: "Жуёт". В спектакле задействованы 14 актёров театра, что делает постановку одной из самых масштабных по количеству артистов. Но практически каждый актёр управляет четырьмя куклами. Причём персонаж один и тот же, а вот размер - разный. Костюмы и кукол, и артистов максимально приближены к эпохе и передают испанский колорит XVII века и экспрессивный характер жителей жаркой страны. Борис Гуревич отмечает, что комедия Лопе де Веги оказалась масштабной, поэтому в омском театре зритель увидит не оригинальную постановку, а интерпретацию "Арлекина". Например, в спектакле появятся "слуги любви", как их называет режиссёр, - персонажи, которых не было у испанского драматурга. Они будут связующим звеном всей постановки и сыграют существенную роль в развитии отношений Дианы и Теодоро. А какую именно - эту тайну режиссёр не раскрыл. А ещё действие романтической истории было перенесено из Неаполя в неопределённый город в Испании, чтобы наполнить комедию ещё большим национальным колоритом. Режиссёр настаивает, что у спектакля "Арлекина" с фильмом Яна Фрида "Собака на сене" (12+) 1977 года мало общего. Поэтому зритель не услышит, как Диана споёт "Любовь, зачем ты мучаешь меня?", Рикардо не исполнит серенаду молодой вдове "О, прекрасная Диана", а терзаемый муками любви Теодоро не спросит: "Сгорю ли я в горниле страсти?" Кстати, Борис Гуревич категорически запретил актёрам смотреть советскую интерпретацию комедии. Но музыки в спектакле всё равно будет много. Над подбором композиций работает Владимир Бычковский, с которым режиссёр Борис Гуревич сотрудничает уже 22 года. Двигаться по-испански актёров учит балетмейстер Надежда Калинина. В каждом движении чувствуется накал страстей. Марина Солдатова Роль Дианы де Бельфлор исполняет Марина Солдатова. Актриса признаётся, что ей было сложно отыскать в себе огонь, чтобы отразить национальный характер своей героини. - Я думаю, что каждому близко это слово "страсть". Но, конечно, моя героиня обладает характерным южным темпераментом. Люди средиземноморской культуры, я думаю, более эмоционально подвижны, чем мы. Чувства, которые испытывает Диана, знакомы каждой женщине: ревность, желание, собственничество, - рассказывает актриса Марина Солдатова. - Заканчивается история тем, что Диана говорит: "Нет женщины счастливее, чем я". И в тот момент это действительно так, потому что за то короткое время, в которое происходит действие, её так захлёстывали эмоции, но по итогу всё закончилось благополучно. Роль возлюбленного молодой вдовы - Теодоро - исполнил Андрей Набивачев. В фильме 1977 года его играет Михаил Боярский. Любопытный факт: в спектакле "Три мушкетёра" Андрей Набивачев играет Д'Артаньяна, и именно эта роль стала самой запоминающейся в творческой биографии Михаила Боярского. - Персонаж Теодоро успевает сильно поменяться за те три дня, в которые происходит действие. Из ботаника-романтика он превращается в настоящего мужчину. Этим он мне и интересен: как показать такую перемену на сцене? - поделился Андрей Набивачев. Андрей Набивачев У Теодоро был харизматичный слуга и друг Тристан, который всегда готов прийти на помощь своему хозяину. Он предстаёт в образе трикстера, который не боится пойти на подлость, проявить хитрость, если это улучшит положение Теодоро в обществе. Роль Тристана исполняет актёр театра Данил Чернов. - Чтобы быть полезным для своего хозяина, Тристану приходится постоянно перевоплощаться, подстраиваться под обстоятельства, где-то быть сильным, мощным, опасным, поэтому с ним не заскучаешь. Эта роль выгодная в театре кукол для актёрского организма. В ней много граней, - рассказывает Данил Чернов. Данил Чернов Уже 7 марта, в преддверии Международного женского дня, омский зритель перенесётся из сибирского города под палящее солнце Европы и почувствует лёгкий бриз Средиземного моря. А 8 марта будет повторный показ спектакля. Фото: Илья Петров