Три года деградации без Голливуда очков российскому кино не прибавили
Несмотря на забрезживший просвет в российско-американских отношениях, возвращение голливудского кино в нашу страну в 2025 году не произойдет. Во всяком случае, легального.
Ведь даже в случае начала переговоров российских дистрибьюторов с иностранными мейджорами (наиболее влиятельные студии и дистрибьюторы) уже в ближайшее время, сам процесс займет минимум полгода-год.
Как сообщил председатель Ассоциации владельцев кинотеатров и управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков, на сегодня ни одна дистрибьюторская компания не ведет никаких переговоров ни с одним мейджором, и ни один мейджор не выразил желания вернуться в Россию.
Впрочем, Воронков не стал исключать вариант возвращения голливудских компаний, как нельзя отрицать вероятности возобновления работы в РФ автомобильной компании Toyota или шведской сети IKEA.
Но для этого голливудским компаниям нужно будет восстановить связи со студиями, занимающимися озвучкой картин, снова проторить тропу к получению прокатных удостоверений.
Отмечается, что в российском прокате растет количество американских картин: если пару недель назад в графике релизов в нашей стране значилось 35 названий, то на текущей неделе их уже 42, не считая перевыпусков фильмов прежних лет.
Как заявил гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин, исход западных кинокомпаний из РФ был прежде всего политическим жестом, и ушедшие могут в любое время вернуться:
«Возобновление политических контактов между Россией и США может создать для этого условия. В целом многие российские зрители хотели бы возвращения иностранного контента, но надо понимать, что уже после ухода студий в России довольно существенно поменялось и продолжает меняться регулирование информационной среды, в т.ч. в части защиты традиционных ценностей. Так что если контент вернется, то не весь».
Кинокритик Алексей Коленский указывает на связь ухода зарубежных кинокомпаний из России три года назад и принимавшихся тогда пакетов антироссийских санкций.
– Поэтому говорить о возвращении этих кинокомпаний, видимо, можно будет только после снятия санкций. С другой стороны, если это была инициатива сугубо голливудских компаний, то сейчас они ориентируются на американских демократов, можно сказать, захвачены их сторонниками.
И для них такое возвращение может представляться сейчас нецелесообразным: мол, заявления и решения Трампа нам не указ, на следующих выборах победит Демпартия, значит, все будет как при дедушке Байдене.
«СП»: Как наш кинематограф, кинопрокат пережил эти годы?
– У нас ситуация непростая. Если оценивать, что в целом показал российский кинематограф за этот период с точки зрения художественной, то мы наблюдаем снижение уровня. Конечно, есть какие-то противоречивые успехи – например, картины про Емелю, «По щучьему велению», или про Пушкина, который «Пророк» – это все-таки некоторый шаг вперед, при всем критическом отношении к упомянутым работам.
Хочется, чтобы находки, которые в этих фильмах присутствуют, развивались, укреплялись. Но, к сожалению, за это время вышло большое количество таких блокбастеров «а-ля рюс», которые можно назвать карго-поделками под кинематограф и позорящими наше кино. Позорящими страну и зрителей, которые вынуждены это смотреть.
Можно вспомнить, к примеру, фильм «Красный шелк», который возник в коллаборации с китайской стороной. Китайцы посмотрят на результат такой коллаборации и могут решить, что русские снимать кино не умеют. И во многом будут правы.
«СП»: Отсутствие конкуренции после ухода от нас Голливуда сказалось?
– Конкуренция нашему кинематографу, конечно, в целом нужна. Но не будем забывать, что и Голливуд сегодня не в лучшей форме – там тоже идет деградация, это общемировой процесс в сфере кино.
«СП»: Не является ли такая деградация следствием падения общего зрительского вкуса? Готовы ли приходящие в кино люди смотреть фильмы, которые могут быть условно сопоставимы с лучшими образцами советского кинематографа? Или сочтут их «тяжеловесными»?
– Нет, никого падения вкусов не произошло. Имело место умышленное переформатирование кинематографа в имитацию индустрии развлечений. Когда поход в кино стал инструментом по выколачиванию денег за попкорн и прочие ненужности, глупости мультиплексов. При этом люди, конечно, ждут осмысленного, честного художественного высказывания, для меня это несомненно.
Другое дело, что есть несоответствие между запросами, ожиданиями и киноязыком, который, к сожалению, нарушен со стороны кинодеятелей, попавших под власть не слишком умных продюсеров. Они разучились снимать, и в силу этого утратили уважение. Вот в чем проблема.
Но люди-то прекрасно понимают, что им пытаются впихнуть ерунду, на это вкуса у них хватает. Ведь все просто – зрелище должно приносить удовольствие, это такая негласная конвенция между создателем кино и зрителем. Если человек не умеет этого делать, не умеет очаровывать, интриговать – ему нечего делать в профессии.
При этом неважно, как он интригует и очаровывает – как Тарковский или Гайдай, это уже частности. Многие нынешние создатели кино делать этого не умеют.