На экраны вышел фильм "Клинер", который сравнивают с "Крепким орешком"

После голодовки, устроенной нам Голливудом, любой крутой триллер покажется трюфелем. Тем более - "Клинер", который горячие головы сравнивают с "Крепким орешком".

На экраны вышел фильм "Клинер", который сравнивают с "Крепким орешком"
© Российская Газета

Фильм снят Мартином Кэмпбеллом - мастером первого ряда с репутацией, наработанной такими опусами "бондиады" как "Золотой глаз" и "Казино Рояль". А в главной роли Дэйзи Ридли - британская красавица с "тайной в ее глазах" и со стальными мускулами супервумен, познавшей уже и "Звездные войны".

С классическим "Крепким орешком" новый фильм роднит небоскреб. В "Орешке" террористы захватили новейший по тем временам 150-метровый Fox Plaza в Лос-Анджелесе, заложников вызволял Брюс Уиллис. В "Клинере" террористы захватывают лондонский 235-метровый One Canada Square, и спасать его от разрушения, а заложников от страшной смерти будет клинер Джои - в просторечии мойщица окон, привыкшая делиться новостями, повиснув над бездной.

Высота небоскребов в фильмах растет, но уровень самих фильмов неуклонно снижается: новинку относят уже к разряду B, то есть как бы второму сорту. Хотя в отличие от безыдейных террористов в "Орешке" захватчики небоскреба в "Клинере" одержимы вполне актуальной идеей, неустанно пропагандируемой самой активной из активисток Гретой Тунберг: прогресс губит нашу планету, прогресс нужно обуздать.

Итак, на 50-м этаже небоскреба идет шикарная гала-вечеринка некоей энергетической компании, посвященная ее новым проектам, инвестициям и достижениям. Ее гостей и захватывает группировка "зеленых" под названием "Революция земли" и предводительством вполне умеренного в требованиях Маркуса (Клайв Оуэн), который против любого насилия. Но все пошло не по плану, когда насмерть перепуганных бизнесменов и самого Маркуса атакует его ближайший помощник, самый отвязный из головорезов и, похоже, слегка свихнувшийся антигуманист Ноа (Таз Скайлар). Его намерения: под жестким прессингом заставить бизнесменов под камеру признаться в коррупции, дать полученные видео в эфир и так устроить общенациональный шум - вывести преступников на чистую воду. Ну, а в противном случае - все заминировано, и небоскреб с его обитателями сложится, как карточный домик.

Но на счастье как раз в эти минуты стеклянные стены здания отскребала от птичьего помета Джои. А мы помним запев фильма, где она девочкой спасалась от родительских скандалов, свесив из окна ноги - не боялась высоты. Она и теперь весело щебечет с напарником в своей зависшей над пропастью хлипкой люльке. И вот она, такая бесстрашная, теперь вытащит заложников из безвыходной ситуации.

Дело осложнено тем, что на ее плечи весьма некстати свалилась забота о взрослом братце Майкле (Мэттью Так), который неуправляем, потому что аутист. И он ее ждет где-то в недрах захваченного небоскреба.

После всей этой необходимой рекогносцировки и начнется то, ради чего люди смотрят такое кино, - экшен. То есть наворот хитроумно придуманных событий в увлекательном противоборстве психопатов с маньяками. С этим в фильме все было бы в порядке, потому что актеры сильные, режиссер в таких делах опытный, съемки головокружительны - оператор высоты не боится. Но зрители в некоторой растерянности: вроде бы террористы, но ведь "зеленые", и цели у них, по сути, благие - что за позиция у режиссера, на что он руку поднимал!

С одной стороны, это кино нас как бы предупреждает: вот до чего докатились последователи Греты Тунберг - уже возник устрашающий термин "экотеррорист"! Да и бизнесмены-прогрессисты не вызывают симпатий - чересчур похожи на откормленных, очень наглых свиней. С другой стороны - беззащитная женщина висит над бездной, а еще ей предстоит нешуточный кулачный бой с товаркой по прекрасному гендеру - зрелище не для нервных, как тут не волноваться за исход!

Не вносит ясности сценарий, написанный тремя перьями: перья плохо договорились друг с другом, и тексты, вложенные в уста актеров, много хуже ситуаций, в которых они действуют. Да и грозящие всем экологические беды слишком взрывоопасны для бездумно развлекательного кино - они требуют осмысления, чему ни гонки по небоскребу, ни авторы сценария не способствуют.

Не слишком убедительно придумано и участие во всем этом мудрой проницательной Хьюм (Рут Джеммелл), функции которой без объяснения непонятны. Она прибыла с полицейским отрядом и руководит им, и все в фильме зависит от ее смекалки и решений - она координирует действия отважной Джои. Но по каким приметам она догадалась, что только что расстрелявшая улицу Джои - на стороне добра, и каким сердцем почувствовала родство душ, остается загадкой.

К обилию счастливых случайностей в этом фильме отнесем главную: братец Майкл не просто аутист, но, как оказалось в нужную минуту, и компьютерный гений. И в принципе он здесь самый человечный человек: даром что постоянно хнычет, а удар нанесет последний и решающий.