Кинематограф Бразилии: основоположники, достижения и наследие
Пока бразильские фильмы получают номинации на престижные кинопремии, важно обратиться к истокам кинематографа Бразилии.
История бразильского кино началась в конце XIX века, после того как братья Люмьер изобрели киноаппарат в 1895 году во Франции. Пионерами национального кинематографа стали Пашоал и Аффонсо Сегрето, итальянцы по происхождению. Вернувшись из путешествия по Европе 19 июня 1898 года, Аффонсо снял кадры залива Гуанабара в Рио-де-Жанейро. Эти съемки считаются первыми, проведенными в Бразилии. Братья Сегрето также открыли кинотеатры в стране, способствуя популяризации новой формы искусства в начале XX века.
Первый бразильский полнометражный фильм – «Преступление в болотах» (O Crime dos Banhados), снятый режиссером Франциско Сантосом в 1914 году. Кинокартина стала фундаментом для формирования традиции национального кинематографа. Это криминальная драма, основанная на реальном преступлении, произошедшем в штате Риу-Гранди-ду-Сул. Лента повествует о загадочном убийстве, взволновавшем местных жителей. К сожалению, копии этого фильма не сохранились, и он считается утраченным.
Не менее значимой работой этого режиссера является картина «Невинность» (Inocência) 1915 года – экранизация одноименного романа писателя Альфредо д'Эскрньоля Таунея. Оба фильма Сантоса сыграли ключевую роль в становлении киноискусства Бразилии.
В 1920-е годы бразильское кино стало известным благодаря выдающимся кинематографистам:
Умберту Мауру. Он считается одним из величайших бразильских режиссеров. Снял фильмы «Потерянное сокровище» (Tesouro Perdido, 1927 г.) и «Тлеющие угли» («Brasa Dormida», 1928 г.), которые стали знаковыми для того времени. Хосе Медина. В 1919 он создал фильм «Образец регенерации» (Exemplo Regenerador), который считается первой полнометражной лентой, снятой в Сан-Паулу. Это драма, затрагивающая социальные проблемы того периода. В центре сюжета – история молодого человека, поддавшегося порокам, но обретшего моральное и духовное возрождение благодаря поддержке семьи. Луис де Баррос. В 1929 году вышла его лента «Дураки закончились» (Acabaram-se os Otários), считающаяся первым звуковым фильмом в Бразилии. Это комедия о трех провинциалах, которые отправляются в Сан-Паулу и оказываются жертвами мошенника. Жилберту Росси. Он внес значимый вклад в бразильский кинематограф, внедряя инновации, которые способствовали укреплению культурной идентичности бразильского аудиовизуального искусства. Адемар Гонзага. Он начинал путь как кинокритик и продюсер, впоследствии став одним из ключевых сторонников бразильского кино. В 1930 году Гонзага основал одну из крупнейших в стране кинокомпаний.
В 1930-е годы национальный кинематограф начал развиваться еще более активно. В этот период появились фильмы, которые стали очень популярными. В их числе – лента «Предел» (1931 г., режиссер – Марио Пейшоту), считающаяся важным достижением в истории бразильского кино, и музыкальные кинокартины с певицей и танцовщицей Кармен Мирандой.
Возвращаясь к этим историческим вехам, мы вновь подтверждаем не только нашу гордость за наследие пионеров бразильского кино, но и осознаем, как важно сохранять и распространять нашу кинематографическую культуру. Каждый этап, каждый фильм и каждая инициатива сыграли свою роль в формировании пути, который вдохновляет настоящее и освещает будущее аудиовизуального искусства в нашей стране. Благодарю вас за то, что вы стали моими спутниками в этом увлекательном путешествии по истории бразильского кино – как и культурный обмен с российским кино и другими искусствами, он объединяет и обогащает нас. До новых встреч, когда мы продолжим делиться увлекательными историями, формирующими нашу культурную идентичность.
Фото: iStock