Профессор УрФУ Амиров поддержал идею Михалкова о квотах на иностранное кино

Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков призвал ввести квоты на иностранное кино. Произошло это на фоне появившихся в средствах массовой информации сообщений о возможном возвращении на отечественные киноэкраны голливудских кинофильмов.

Профессор УрФУ Амиров поддержал идею Михалкова о квотах на иностранное кино
© Российская Газета

Логика в словах знаменитого актера и режиссера есть. Далеко не все купленные для проката зарубежные фильмы имеют высокое, да даже просто удовлетворительное качество. Миф о том, что все сделанное в Голливуде - лучшее по определению, давно поколеблен. При этом неконтролируемый завоз кинофильмов иностранного производства объективно сокращает возможности для отечественных лент, зачастую гораздо более интересных.

Российскому кино, безусловно, постепенно набирающему высоту, начинающему завоевывать сердца массового зрителя и показывать солидные кассовые сборы, тем не менее, пока что трудно конкурировать с рекламными бюджетами и маркетинговыми технологиями голливудских студий. Однако инвестиции, в том числе государственные, в кинопроизводство растут, и есть вполне обоснованные надежды на возвращение российского кино в высшую лигу, как по количеству, так и по качеству создаваемых фильмов. Квоты на зарубежное кино в такой ситуации вполне обоснованы, и будьте уверены, что американцы так бы и сделали на нашем месте.

Да и квоты - это не только про экономику процесса, но и про смыслы киноматериала, который демонстрируется российскому зрителю, нашей молодежи. Голливуд вряд ли когда-нибудь будет учитывать значимые интересы российского общества и государства. И здесь можно посмотреть на китайский опыт, где западные студии обязаны адаптировать свои ленты под местного зрителя, а любые антикитайские пассажи, идеологические мины и негативные коннотации не допускаются на экран.

В принципе, квотирование в области кино в том или ином виде существует во многих странах. Во Франции на развитие отечественного кино идет 10,7 процента с каждого проданного билета на иностранный фильм. Кроме того, общенациональные телеканалы должны ставить в сетку вещания не менее 40 процентов телефильмов, произведенных во Франции. Отчисления с билетов в пользу развития национального кинематографа существуют в Германии, где голливудские фильмы доминируют в прокате, и американское кино, таким образом, оплачивает прогресс немецкого. В Южной Корее действует квота на корейские фильмы, которые должны прокатываться в каждом кинотеатре не менее чем 73 дня в году.

Очень продуманно подходят к соотношению в прокате иностранных и своих фильмов в уже упомянутом Китае. Здесь работают и квоты, и система стимулирования фильмов, произведенных китайскими кинокомпаниями совместно с ведущими американскими.

Так что ничего нового и необычного в квотах нет. Их смысл не запретить иноземную продукцию, а способствовать развитию национальной конкурентоспособной киноиндустрии.

Другое дело, как именно квотировать. Чтобы с одной стороны помочь заполнению залов и ознакомлению общественности с лучшими, действительно лучшими образцами зарубежного кинематографа, а с другой - стимулировать отечественных творцов. Найти непростой баланс предстоит специалистам, и здесь принципиально важно, чтобы решение оказалось в пользу зрителя.

Тема заслуживает самого серьезного обсуждения именно сейчас, когда прогноз на возвращение "иностранцев" является пока что только прогнозом и у нас есть время для верных решений.