ДНК мелодии: как написать музыку к фильму
С чего начать
Обычно перед началом работы композитор получает черновой или в идеале окончательный монтаж фильма без музыки — только с диалогами и звуковыми эффектами. Иногда режиссер и монтажер присылают монтаж с временной темп-музыкой, взятой из других фильмов, чтобы задать настроение. Однако далеко не всегда композитору предоставляется сценарий до начала съемок.
В случае со "Злым городом" ситуация была уникальной. Как рассказал Штерн, режиссер кинокартины Константин Буслов отправил сценарий заранее, и композитор уже начал формировать идеи. Это позволило глубже погрузиться в мир фильма еще до появления первых кадров. Как отметил композитор Райан Оттер в интервью ТАСС, ему комфортней всего приступать к работе, когда уже есть отснятый материал. "Потому что, когда уже все сняли и на монтаже появилась черновая версия, вырисовывается последовательность действий. Я могу посмотреть пусть и сырую, черновую работу — набросок фильма целиком. Я смотрю на картинку, оцениваю, слушаю задачи режиссера и думаю, как их воплотить в жизнь", — пояснил собеседник агентства.
Первый этап — просмотр монтажа и так называемый spotting — процесс, при котором композитор и режиссер совместно решают, где и когда будет начинаться и заканчиваться музыка. Это помогает определить общий объем работы. В "Злом городе" музыка занимает более 92 минут экранного времени — это большой объем даже для полнометражного фильма.
Далее определяется стилистика музыки. На этом этапе композитор решает, какая будет общая атмосфера, жанровая направленность, какие инструменты будут использоваться, нужен ли оркестр, хор или электронные элементы, будет ли музыка мелодичной или более абстрактной.
В "Злом городе" сразу возникла идея разделить музыкально жителей Козельска и монголов, создавая два разных музыкальных мира. Штерн объяснил, что стремился передать "древнерусскость" защищающихся, а также этничность и агрессию нападающих, при этом используя современные приемы. В результате был записан живой оркестр и хор, использованы этнические инструменты — домбра, перкуссия, горловое пение. Дополнительно использовался синтезатор, но так, чтобы он не выделялся в общем звучании.
Написание музыки: от идеи к реализации
Обычно работа начинается с главных тем — тем персонажей или ключевых идей фильма. Первые наброски создаются на фортепиано или просто напеваются. В "Злом городе" первой была написана внутренняя песня, которую главная героиня исполняет в момент, когда "все потеряно". Эта песня стала своеобразной красной нитью для всего фильма.
Далее создаются темы для остальных персонажей и общей палитры фильма. Важным принципом является единая ДНК мелодий — темы должны перекликаться между собой, чтобы музыка ощущалась цельной.
После создания набросков композитор записывает демоверсии и отправляет их режиссеру. Если все устраивает, работа продолжается, если нет — вносятся правки. Этот процесс может занять недели или даже месяцы.
Когда музыка для всех сцен готова, начинается оркестровка — процесс адаптации музыкального материала для исполнения оркестром. В случае "Злого города" она была выполнена самим композитором, так как он считает оркестровку и финальный микс важной частью своего звучания. Запись проходила в Будапеште в течение трех дней по три часа в день. Затем все аудиофайлы отправляются обратно композитору, который делает финальный микс и мастеринг, после чего музыка интегрируется в фильм.
Сложности работы
Профессия композитора требует не только музыкальных навыков, но и умения общаться, разбираться в технических аспектах и, конечно, чувствовать кино. Кроме того, важно уметь работать в сжатые сроки, а иногда и под давлением, ведь музыка создается на финальном этапе производства фильма.
"В каком-то смысле легких проектов не бывает — всегда предстоит найти ключик к решению головоломки", — отмечает Оттер. По его словам, к каждому проекту он подбирает уникальное звучание.
Одна из сложностей — поиск нужного звучания. Иногда приходится создавать несколько вариантов одной сцены, пока не будет найден идеальный. Если музыка не работает, можно искать референсы, но копирование исключено — важно сохранить оригинальность.
Как технологии изменили процесс
Современные технологии упростили многие процессы. Например, программное обеспечение помогает быстро корректировать звук, устранять шумы, анализировать частотные характеристики. Однако творческую составляющую технологии заменить не могут. Штерн подчеркивает, что не использует генеративный ИИ для создания музыки, так как в этом случае исчезает сам смысл профессии.
Народный артист РФ Максим Дунаевский в беседе с ТАСС поделился мнением о том, что ИИ не может написать музыку, он может ее лишь скомпилировать из того, что в него заложено. "Даже если в искусственный интеллект заложен огромный объем программ, то он из них составляет некое целое — все равно это компиляция. Искусственный интеллект создает человек, а значит, он ограничен тем человеком, который его создал. При этом талант человека безграничен", — считает композитор.
При этом в технических аспектах ИИ может быть полезен — например, в автоматическом поиске нужных файлов или анализе звуковых спектров. Однако финальный результат всегда зависит от человеческого слуха и опыта.
Чем сложен экшен
Штерн отмечает, что экшен — один из самых сложных жанров, так как требует высокой плотности нот на единицу времени. При этом важно избежать однообразия — если музыка просто зацикливается, она теряет живость. Поэтому даже в динамичных сценах важно сохранять органику и разнообразие.
Современные технологии позволяют достичь высокого уровня эмуляции живого звучания, но подготовленный слушатель всегда отличит разницу. Душа музыки, тонкие нюансы исполнения — все это пока невозможно передать искусственным способом.
Создание музыки для кино — это искусство, требующее не только таланта, но и многолетнего опыта, знаний, постоянного совершенствования и умения работать в команде. Важно не только написать красивые мелодии, но и поддержать режиссера, помочь раскрыть его видение и сделать фильм еще сильнее с помощью музыки. Композитор должен быть не просто техническим специалистом, а полноценным соавтором фильма.
Валерия Косилова