"Пророк": Пушкин, к которому будут готовы не все.
То, что фильм Умарова достаточно успешен в прокате и в итоге наверняка соберёт неплохие деньги , объясняется несколькими факторами. Во-первых, ясное дело, самой его тематикой. Как ни крути, "Пушкин – наше всё", и любые произведения, так или иначе связанные с именем Александра Сергеевича, a priori будут пользоваться у россиян немалым успехом. Во-вторых, свою роль сыграла мощная рекламная кампания, предварявшая выход "Пророка", в том числе весьма активно грядущую премьеру пиарили на ведущих федеральных телеканалах. В-третьих, безусловно, повлиял фактор Юры Борисова – один из самых популярных и узнаваемых современных российских актёров сыграл в фильме главную роль. В общем, всё изначально говорило за то, что народ на этот фильм пойдёт и не оставит его без внимания. Более того, несмотря на массу негативных отзывов на кинофорумах, люди, скорее всего, будут продолжать идти на этот фильм. Негативная реклама – тоже реклама. Ну и всё равно ведь любопытно самому посмотреть, как наши передовые кинодеятели сумели остро и актуально препарировать личность "Солнца русской поэзии". Безусловно, нужно понимать, что сегодня при создании подобных фильмов неизбежно встаёт проблема ухода от банальностей и избитых интерпретаций, поиска неожиданных прочтений и ракурсов. Ну, в самом деле, как снимать фильм про Пушкина? Просто год за годом пересказывать его биографию, дотошно останавливаясь на всех деталях и нюансах? В принципе, можно, конечно, но найдёт ли такой подход поддержку у большей части аудитории? Сегодня основной контингент посетителей кинотеатров составляет молодёжь (по крайней мере, по моим наблюдениям), и поэтому крайне важно в первую очередь суметь вызвать её интерес, ответить на существующий в её среде запрос. К слову, фильм "Пророк" получился очевидно нацеленным именно на молодёжь. И дело не только в пресловутом рэпе, который, судя по комментариям, многим зрителям не сильно "зашёл". Я лично не большой ценитель рэпа и знаток современных молодёжных веяний, но, как по мне, эти рэп-вставки получились не сильно удачными, и если при их имплементации в фильм стояла цель потрафить юному поколению, мне кажется, она не была достигнута. Рэп по большей части звучит весьма кондово и примитивно. Хотя вот когда Пушкин в исполнении Юры Борисова декламирует оду "Вольность", чтение сопровождается характерным битом, и вот здесь как раз это вышло неплохо. Даже сильно, не побоюсь этого слова. Создатели фильма не скрывают, что хотели снять нечто вроде мюзикла, и задумка, возможно, была не так уж плоха, но её воплощение, скорее, разочаровывает. Собственно, это же можно сказать и про весь фильм, который даже сложно отнести к жанру байопика. Перед нами предстаёт контурное, пунктирное отображение основных вех биографии поэта: Царскосельский лицей, южная ссылка, пребывание в Михайловском, весёлые похождения в столице юного Пушкина, вкусившего первые плоды громкой славы, любовные увлечения поэта, линия, связанная с Николаем I и восстанием декабристов и, наконец, всё, что связано с женитьбой Пушкина на Наталье Гончаровой и гибелью на дуэли. Всё это, опять же, показано абрисно, с опущением многих фактов и деталей. Понятно, что полную историю жизни Пушкина, мягко говоря, крайне сложно уместить в двухчасовой фильм, но, наверное, можно было найти более удачное решение этой проблемы. А так есть ощущение какой-то недосказанности, как будто бегло пробежались по верхушкам, затронули целый ряд тем, но ни одну из них не раскрыли полностью. Ещё, конечно, фильм оставляет ощущение какой-то несерьёзности. Скажем, образы Николая I и Александра Бенкендорфа вышли какими-то уж совсем карикатурными, комичными. Да и по другим персонажам немало вопросов, начиная с самого Пушкина. Вспомнилось, что почти год назад вышел фильм Сарика Андреасяна "Онегин" . Андреасян говорил, что брал за основу фильм "Великий Гэтсби", но в его собственном фильме от "Гэтсби" было очень мало. А вот "Пророк" в этом смысле оказался куда ближе. Как не вспомнить, что юного Пушкина на экране воплотил столь же юный актёр Кай Гетц, а настоящая фамилия Джея Гэтсби также была именно Гетц. Но это так, немного юмора. А если серьёзно, то стоит признать, что фильм Умарова получился если и не совсем проходным, то довольно слабым. Да, в моменте его посмотрит немалое число поклонников Пушкина и знатоков его биографии, да и просто тех, кого привлечёт громкая афиша, но посмотрит, собственно, лишь один раз. Во всяком случае, у меня повторного желания смотреть этот фильм пока не возникает. Как знать, возможно, оно появится чуть позже, но не уверен. Из того, что мне лично понравилось в этом фильме, я бы в первую очередь выделил актёрский каст. Нет, я отнюдь не фанат Юры Борисова, и его воплощение образа Пушкина как минимум спорное, но ведь одна из задач искусства и состоит в том, чтобы вызывать у людей отклик, заставлять их испытывать определённые эмоции, пусть даже негативные, и провоцировать их к размышлениям. Эту свою миссию "Пророк" вообще и Борисов-Пушкин в частности, в общем-то, выполняют неплохо. Из удачных актёрских находок я бы выделил в первую очередь молодую актрису Алёну Долголенко, сыгравшую супругу гения Наталью Николаевну. Да и герои Евгения Шварца с Сергеем Гилёвым – Николай I и Бенкендорф соответственно – не лишены шарма, обаяния и, в общем-то, жизненности. Это не какие-то картонные персонажи, а вполне себе живые, яркие образы, опять же, порождающие определённые эмоции. Хотя, как по мне, эти образы и получились излишне гротескными, с чересчур выпяченной демонической сущностью. Наверное, едва ли не главный недостаток фильма заключается в том, что в нём крайне мало пушкинской лирики. Да, поэт декламирует "Вольность", да, в самом конце фильма довольно пафосно и патетично исполняется стихотворение "Пророк" с его последней легендарной строчкой "Глаголом жги сердца людей", но и c’est tout, как говорят, французы. Засим всё. Ну, может, были ещё какие-то отрывки, но они особо в памяти не отложились. А по большей части если мы что-то и слышим с экрана на языке Аполлона, то это поэзия не пушкинская, а современная. Собственно, тот самый рэп. Не сказать, что эти стихи уж очень плохи, но всё же, мне кажется, в подобном фильме были бы куда уместнее строки самого Александра Сергеевича. Понятна задумка авторов фильма: Пушкина, жившего в первой трети XIX века, попытались максимально приблизить к нашим реалиям, сделать его ближе и понятнее нам сегодняшним, и прежде всего, опять же, молодёжи. Ну действительно, ведь, если задуматься и провести параллели между двумя эпохами, Пушкин являлся главной звездой и кумиром своего времени, этакой поп или даже рэп-звездой. И в фильме Умарова он таковым нам и явлен. Но в этом, пожалуй, не плюс фильма, а минус. Вообще, на экране мы видим Пушкина в разных ипостасях – и светского повесы, и любовника, и преданного друга, беспокоящегося о судьбе декабриста и товарища по Царскосельскому лицею Ивана Пущина, и мыслителя, думающего о судьбах Отечества, но почти не видим Пушкина-поэта. В фильме лишь вскользь упоминаются некоторые произведения Александра Сергеевича, но от нас полностью скрыт процесс их создания. В общем, "Пророк", на мой взгляд, получился гораздо хуже ожиданий, которые были связаны с его выходом. Да, сходить в кино и посмотреть его один раз вполне можно, но тот, кто этого не сделает, практически ничего не потеряет. И есть большие подозрения, что уже вскоре после окончания проката об этом кино забудут "всерьёз и надолго". Всё-таки громкой афиши и звёздного актёра на главной роли недостаточно для того, чтобы на выходе получился по-настоящему большой фильм. Есть известное латинское изречение: Sic transit gloria mundi. Пушкину не довелось в полной мере познать мирскую славу – подлинная слава и бессмертие ожидали его после физической смерти. Очевидно, что Пушкин так или иначе всегда будет вызывать у россиян огромный неподдельный интерес, и фильмы, подобные "Пророку", неизменно будут пользоваться популярностью у массового зрителя. Другое дело, что здесь встаёт вопрос выбора и сравнения – почти одновременно с "Пророком" вышел сериал "Натали и Александр", повествующий о перипетиях супружеской жизни Пушкина и Натальи Гончаровой. Могу сказать, что мне лично этот сериал по ряду причин, например, по актёрской игре, понравился гораздо больше фильма, о котором данная статья. Впрочем, это уже совсем другая история.