Поэт Александр Шаганов: Стихи рождаются в тишине

Поэту Александру Шаганову, автору стихов ко многим эстрадным шлягерам, 4 марта исполняется 60 лет. Незадолго для важной для себя даты юбиляр дал интервью «Вечерней Москве».

Поэт Александр Шаганов: Стихи рождаются в тишине
© Вечерняя Москва

Начался разговор с Александром Шагановым с вопроса о том, как поэт воспринимает свой возраст.

Александр, по классификации Всемирной организации здравоохранения, 60-летние относятся к средней возрастной группе. Как вам такой факт?

— Одно знаю точно: теперь многим будет неловко называть меня Сашей, станут обращаться по имени-отчеству. Что ж, придется смириться. Вспомнились слова из песни «Обычная история» на стихи Игоря Шаферана:

И вот уже зовут,

и вот уже зовут

По отчеству,

А в детство заглянуть, а в детство заглянуть

Так хочется!

Ну мало ли, что хочется... Время ведь не остановить. Но при этом я не считаю день рождения грустным праздником, это же мой личный новый год. Грусть уместна лишь тогда, когда здоровье дает сбои — твое или близких людей. Осознавать это начинаешь с годами. В общем, мой лирический герой смотрит на мир удивленными глазами молодого человека, потому что для моих стихов романтизм необходим.

— Вы их пишете уже 43 года. В вашем багаже около 100 песен. Откуда черпаете вдохновение?

— Из одиночества. Творческому человеку необходимо время от времени побыть наедине со своими мыслями, скажем, на природе. Чаще всего я пишу стихи за один присест и на одном дыхании. Если есть мелодия, начинаю размышлять — о чем может быть песня, сюжет, конфликт, образы… И когда возникает интересное, яркое словосочетание, отталкиваюсь от него и начинаю писать, не глядя на часы, — не знаю, день за окном или ночь. Правда, в юности стихи сочинялись побойчее.

— С кем из артистов вы сегодня сотрудничаете?

— Продолжаю сотрудничать как с теми исполнителями, с которыми работаю долгие годы, так и с молодыми. Записали несколько песен с Вячеславом Малежиком. Исполнять буду сам. В графике, как обычно, — концерты и творческие вечера. Проходят они на самых разных площадках — и в библиотеках, и на больших городских мероприятиях.

— В общем, жизнь бурлит?

— Востребованность большая. Иногда устаю, но в целом всем доволен. Впереди еще фестивали и конкурсы, где молодые певцы будут исполнять мои композиции.

— В репертуаре многих артистов творения Шаганова были и остаются визитной карточкой. В чем феномен?

— Все просто: в каждом произведении должна быть частичка тебя, твоей души. Нужно, чтобы люди, услышав песню, сказали, что она — про них, что они думают так же, как автор. А еще важно, чтобы произведения были рассчитаны на разные поколения и одинаково хорошо ими воспринимались, объединяли их. Например, песня «Конь» (на музыку Игоря Матвиенко, исполняет группа «Любэ». — «ВМ») понятна как школьнику, так и его дедушке. Они могут затянуть ее вдвоем: «Выйду ночью в поле с конем…»

— Приятно, наверное, когда песня «уходит в народ»?

— Когда я вижу такое признание, понимаю, что не зря жизнь проживаю. А ведь ступая на эту стезю, сомневался — получится ли. Недаром рискнул, отправившись в свободное творческое плавание, хотя и окончил технический вуз. Вообще, все в жизни не зря...

— Как вы считаете, почему поэтов, чьи имена и творчество были бы на слуху, сегодня так мало?

— Действительно, их можно по пальцам сосчитать. Я слушаю огромное количество песен, но нет в них глубины — ни в текстах, ни в музыке. Вроде авторы пробуют выразить какие-то переживания, но мастерства не хватает. У таких авторов, как Леонид Дербенев, Андрей Дементьев, Михаил Танич, стихи становились цитируемыми. А сейчас многие артисты сами что-то пытаются сочинять. Зачастую получается наивно. Ко мне нередко подходят люди, рассказывают, что их юность прошла с моими песнями. А из сегодняшнего времени, боюсь, немного останется композиций, о которых будут вспоминать.

— Может, дело еще в том, что к самим авторам у нас внимания маловато?

— Абсолютно точно. Новых имен мы просто не знаем. А чтобы было иначе, молодых необходимо поддерживать. Отсутствие интереса снижает азарт. Наш сочинительский цех в каком-то загоне. Думаю, что должна быть более добросовестная редакторская работа. Я сужу по своему становлению. Мне было 23 года, когда моя с Дмитрием Маликовым песня «До завтра» прозвучала в «Песне года». Главный редактор программы собрал новичков за день до съемок, объяснил задачи фестиваля, можно сказать, благословил. Такие моменты очень важны. Ты понимаешь, что к тебе начинают серьезно относиться, в тебя верят. А сейчас бедный автор сидит, сочиняет, но никто о нем никогда не узнает и не поощрит.

Время у нас сегодня какое-то... продюсерское. Люди этой профессии жесткие. Я обращаю внимание на то, что порой на афишах не указывают даже фамилию режиссера того или иного фильма, зато имя продюсера точно есть.

— А как вы объясните тот факт, что сейчас так востребованы песни 1990-х и 2000-х годов?

— Для меня это определенная загадка. Наверное, такое происходит потому, что сегодня в песнях не хватает искренности, исповедальности, глубины. Опять же, нет произведений, которые объединяли бы поколения. Раньше авторы были интереснее, а сейчас — сплошной шоу-бизнес, зарабатывание денег. И зрители нужны лишь как покупатели билетов, а не как люди, с которыми хотелось бы поделиться чем-то личным. Напрочь утрачены традиции прошлых лет. Смотришь, например, новогодний «Огонек», а там — песни сменяют друг друга, но ты не успеваешь понять, где заканчивается одна и где начинается следующая, так все банально. А когда появляется интересный артист, ему говорят, что он не их формат. Но ведь нужно давать дорогу новым именам. В свое время мы же открыли «Любэ», «Иванушек» и других классных исполнителей.

— Знаю, что вы отлично рисуете. Какое место живопись занимает в вашей жизни?

— Она дарит мне массу хороших эмоций. К тому же дает возможность много путешествовать. Я езжу по разным городам, пишу в основном пейзажи. У меня ничего не копится — картины свои дарю и продаю, ведь очень важно понимать, что твое творчество нужно еще комуто, помимо тебя. И именно на эти деньги хочется пойти в магазин, купить краски и кисти, о которых мечтал.

— А где можно увидеть ваши работы?

— В галерее «Здесь на Таганке», выставка будет открыта для всех.

— Говорят, хорошими художниками часто становятся те, кто плохо учился в школе…

— Тоже такое слышал. Мол, сидят ребята на уроках математики и физики на задних партах и вот себе рисуют. Но у меня по точным наукам были хорошие оценки. Видимо, просто в детстве и юности недорисовал и сейчас этот пробел восполняю. Рисование сродни медитации. Никакой суеты, только ты, холст и краски. Ты пишешь и много о чем думаешь. Это отвлекает от суматохи жизни. Мне нравится безумно! Всем рекомендую. Рисуйте, вы ничем не рискуете.

ЛУЧШИЕ ПЕСНИ НА СТИХИ АЛЕКСАНДРА ШАГАНОВА

Владимирская Русь (1985, исп. группа «Черный кофе»),Осторожней, сталкер (1989, исп. группа «Союз»),Люберцы (1989, исп. группа «Любэ»),Батька Махно (1989, исп. группа «Любэ»),Атас! (1989, исп. группа «Любэ»),Ночь (1989, исп. группа «Любэ»),Не валяй дурака, Америка (1990, исп. группа «Любэ»),Сторона родная (1990, исп. Дмитрий Маликов),Девчонка-девчоночка (1991, исп. Женя Белоусов),Не обижай, жених (1991, исп. Сергей Чумаков),Конь (1994, исп. группа «Любэ»),Комбат (1995, исп. группа «Любэ»),Тучи (1996, исп. группа «Иванушки International»).