«Маяковка. Бутусовцы. Итоги». Театр Маяковского. Малая сцена.

Сама лаборатория проходила в начале сезона. И вот теперь у зрителей есть возможность посмотреть три работы: «Подлец» В. Набокова (режиссер Александр Цереня), «Герман и Марта» Л. Андреева (режиссер Егор Ковалев) и «Страсти-мордасти» М. Горького (режиссер Иван Орлов). Все три спектакля сделаны совершенно в разных стилях, объединены исключительно для удобства зрителя, поэтому есть смысл обсуждать каждый из них отдельно. Честно говоря, я не знаю, какое ТЗ давал идейный вдохновитель лаборатории и худрук театра Егор Перегудов молодым ученикам Юрия Бутусова. Могу представить примерно следующее: «Берите максимально неизвестные, брутальные, мрачные и нетеатральные рассказы с неактуальным сюжетом и сделайте так, чтобы на сцене они получились интересными, динамичными, понятными, легкими, с изрядной долей юмора, и чтобы юмор не перекрыл авторский подтекст. И чтобы каждый режиссер непременно работал в разном стиле, отвязываясь, демонстрируя все, что только можно, не думая ни о ком и ни о чем. Но чтобы в самом конце зал рукоплескал». Не знаю, был ли подобный разговор, или нет, но по факту получилось именно так. «Подлец» — метафизическая психологическая драма с элементами абсурдистской комедии. «Герман и Марта» — пластический театр с элементами буффонады. «Страсти-мордасти» — сюрреалистический хард-трэш-хоррор. (В программках почему-то написана другая последовательность, но на пресс-показе было именно так). Зрителя шокируют с первых же секунд, когда появившихся на сцене актеров начинают обливать водой. Притом не то чтобы брызгают струйками из водяных пистолетов, а по-настоящему, из ведра, сверху вниз, чтобы и зритель вздрогнул от такого вольного обращения с актером, одетым в красивый дорогой костюм. Признаюсь честно, мне такой подход к Набокову очень понравился. Я терпеть не могу этого писателя, полагаю, что его творчество лучше изучать студентам-психиатрам – двоечникам, нежели нормальным людям. Приятно, что у режиссера, судя по всему, такое же отношение к классику. Ох, как же красиво он размазал стенания главного героя, ювелирно продемонстрировав свое ерническое отношение к решительно всем надуманным проблемам Антона Петровича. И что парадоксально, и дух Набокова сохранен на 100 процентов, и мордой его повозили по полной программе. Идеально сбалансированная набоковская псевдопсихиатрия со здоровым мужским стебом. Притом, именно в тех самых моментах, где мы должны (по мнению Набокова) повздыхать, да пострадать, да посочувствовать, режиссер мастерски окунает все эти страсти туда, где им и место. Сразу захотелось подойти к Александру Церене и посоветовать ему поставить в таком же стиле «Камеру Обскуру» или «Защиту Лужина» — вот это была бы истинная мощь. Все-таки краткость рассказа не позволила высмеять все эти проблемы достаточное количество раз. Браво! Так и надо! После этой хорошей клоунской метафизики окунаемся в пластическую драму. Я не являюсь ценителем и любителем пластического театра, но, несмотря на это, «Германа и Марту» посмотрел с большим удовольствием, невзирая на мелкие технические проблемы. Спектакль шел без слов, вся информация давалась на экране, но свет выставили не очень удачно, оттого примерно половину текста не было видно совсем. Но, справедливости ради, это, наверное, единственный недостаток всего спектакля. В любом случае, мощный актерский состав (Юрий Коренев, Галина Беляева, Кира Насонова и один из моих любимых молодых актеров Ярослав Леонов) выводят действие на очень высокий уровень. Прекрасное умение режиссера с помощью буффонадных жестов передать трагедию, притом не близкую и не понятную нам. В основе рассказа — история двух немолодых людей, которые, согласно тогдашним законам, не могли пожениться без разрешения собственных детей, что и привело к трагедии. Тема эта, понятно, не актуальна сейчас совершенно, поэтому «трагизма» не получилось. Но это и не важно. Зато получилась красивая легкость. Согласно программке, именно этот спектакль должен был идти третьим, но судя по всему, последовательность непосредственно перед премьерой поменяли, и правильно сделали. «Страсти-мордасти» — ставят очень мощную и тяжелую точку, после которой что-то другое смотреть тяжело. Если первые два действия шли практически без декораций, то после второго антракта мы упираемся в картонную стену, разрисованную по-настоящему ужасными ужасами. (Художник-постановщик тоже Иван Орлов. Судя по всему – заслуженный исследователь ада. Знает, что и как надо рисовать, чтобы стало реально страшно). Складывалось такое ощущение, что сейчас «На дне» будем смотреть. Но нет. История куда кошмарнее. О том, как случайный прохожий затаскивает пьяную, лежащую в луже женщину в жуткие трущобы, и обнаруживает в маленькой комнате ее сына-подростка, который тяжело болен чахоткой, не может ходить, и единственные его друзья – тараканы, а главная мечта жизни — оказаться когда-нибудь в чистом поле, потому что он его никогда не видел. Очень тяжелая завязка, фактически открытый портал для исследования ада и еще более мрачная развязка. Но режиссер не стал уходить в брутальщину. Исполнительница роли Леньки – Наталья Палагушкина – создала, с одной стороны, стереотипный, но с другой стороны глубокий комический образ маленького неблагополучного ребенка. Еще более комичный образ создан Ольгой Ергиной (исполнительницей роли матери). Идеальное сочетание черного и белого. Одна из сцен подлинно шокирует зрителя, почище, чем вылитые ведра воды в самом начале спектакля. И это только усиливает происходящий на сцене ад. Притом не просто показан – вывернут наизнанку, профессионально препарирован и представлен во всей своей красе. Некоторым зрителям действие может показаться излишне реалистичным (хоть никакого реализма и в помине нет). Люди могут задать вопрос – зачем вообще об этом говорить, зачем показывать? Надо! Конечно, надо. Ад необходимо знать, чтобы туда случайно не окунуться. Надо его изучать, именно так, как показал Иван Орлов. (Кстати, неплохо было бы ему продолжить эту тему и поставить «На дне»). В общем, выводы простые: у Юрия Бутусова – отличные ученики. Они нам еще покажут много интересного. Егору Перегудову респект за создание интересной лаборатории. А зрителям однозначно рекомендую посетить спектакль. Но готовьтесь! Будет не просто! Хотя смотреть НАДО! До встречи в Театре Маяковского!

«Маяковка. Бутусовцы. Итоги». Театр Маяковского. Малая сцена.
© Ревизор.ru