"Американская мечта" пришла в негодность. Как "Анора" с Борисовым выиграла "Оскар"

Картина американского режиссера Шона Бейкера "Анора" стала триумфатором премии "Оскар", завоевав пять статуэток. Среди них награды за лучшие женскую роль, сценарий, режиссуру, монтаж, а главное — за лучший фильм. Недовольным мог остаться только Юра Борисов, упустивший вожделенный трофей, хотя стать первым российским актером, номинированным на главную награду в кинематографе, — это тоже грандиозное достижение.

"Американская мечта" пришла в негодность. Как "Анора" с Борисовым выиграла "Оскар"
© ТАСС

"Анора" вообще была под пристальным вниманием зрителей на протяжении всего наградного сезона, подкупая своим дружным актерским составом с Борисовым, Марком Эйдельштейном и Майки Мэдисон. Но все равно никто до последних минут и предположить не мог, что картина заслужит самого высокого одобрения Американской киноакадемии.

Как академики выбор делали

Картина Шона Бейкера вовсе не похожа на фильм, которому вручают главную награду "Оскара". Фаворитом выглядел "Бруталист" — эпическое почти четырехчасовое антикапиталистическое полотно об эмигрировавшем из Венгрии архитекторе, который пережил Холокост. Также высоко оценивались шансы "Конклава" — его сюжет сосредоточен на политических интригах в Ватикане. Даже байопик про Боба Дилана с Тимоти Шаламе в главной роли мог смотреться на первый взгляд выгодней "Аноры".

Благодаря чему фильм Шона Бейкера обошел своих конкурентов? "Бруталист" пал жертвой длинного хронометража: он настолько длинный, что члены академии, опешив от продолжительности фильма, могли даже не досмотреть фильм до конца. Что касается "Конклава", то британское происхождение кинокартины не дало кинематографической коллегии пустить фильм на место "Аноры". А самый американский жанр — байопик ("Боб Дилан: Никому не известный") — остался дежурно номинированным на восемь статуэток, так и не получив ни одной.

"Оскар" вообще в последние годы вошел в какой-то замкнутый круг и просто закапывает себя глубже и глубже. Уже не первый год ходят разговоры о том, что члены академии не смотрят половину из номинированных фильмов, голосуют просто за то, что вызывает резонанс. При этом мнение коллегии часто не совпадает с мнением аудитории. Стоит только вспомнить случай вопиющего непрофессионализма, который произошел в 2017 году, — тогда награда за лучший фильм была уже в руках Дэмьена Шазелла, снявшего обаятельный мюзикл "Ла-Ла Ленд", но через несколько минут результат аннулировали из-за ошибки, вручив статуэтку нудной леволиберальной картине "Лунный свет".

Фактор Борисова

У "Аноры" обстоятельства же все-таки иные. Борисов влюбил в себя всех западных критиков и, несмотря на сложную политическую обстановку, получил заслуженную номинацию. У него и правда был шанс получить награду, но Киран Калкин с ролью в фильме "Настоящая боль" катком прошелся по всем фестивалям, каждый раз лишь на шаг обгоняя российского артиста. Подкупила, среди прочего, немногословность Борисова: на Западе его даже стали называть "русским Райаном Гослингом", сравнивая с актером, прославившимся благодаря роли молчаливого водителя. Помимо этого, оценили простоту и искренность Юры Борисова, с которыми он подошел к воплощению своего персонажа.

Бейкер увидел актера еще в 2021 году на Каннском кинофестивале, где финский режиссер представлял драму "Купе номер шесть" с россиянином в главной роли. Борисов там играл на первый взгляд грубого и поверхностного парня из 1990-х, который на поверку оказывается не таким уж и пустым. Шон Бейкер вдохновился этим образом и пригласил Юру в свою картину.

В "Аноре" Борисов возвращается в похожем амплуа: сентиментальный, немного нерасторопный решала по имени Игорь с "широкой русской душой". Быть может, западному зрителю увиделось что-то экзотическое? Или, наоборот, что-то родное, но такое недоступное? Российскому же зрителю этот образ может показаться вторичным, стереотипным. Он хоть и русский, хоть и добрый, будто бы свой, но снова бандит.

На Брайтон-Бич опять идут дожди

В главных же ролях этой истории выступили Марк Эйдельштейн и Майки Мэдисон. Марк сыграл сына русского олигарха Ивана Захарова, который только и делает, что капризничает, играет в видеоигры и занимается любовью. Денег родительских он не ценит, как не ценит и самих родителей. Все средства он готов тратить на стриптизершу Анору, героиню Мэдисон, которая открывается перед зрителем довольно меркантильной персоной. Марк в своей роли был органичен, но стоит отдать должное Майки, которая получила за свой перфоманс "Оскар": не так просто находиться в кадре половину хронометража обнаженной. По крайней мере, морально.

Иван же одаривает Анору обещаниями, купает ее в роскоши, клянется любить, даже если придется платить. Доходит до того, что они едут в Вегас, где играют свадьбу. Но все не просто так: мечтает Ваня о грин-карте, хочет остаться в США и избавиться от родительского контроля. Счастье быстро заканчивается, так как по приказу отца-олигарха приезжают его "няньки", чтобы прервать романтику и разобраться с ситуацией. Юра Борисов же в этом конфликте выступает своего рода медиатором, который после того, как отношения Ивана и Аноры под гнетом родителей были разорваны, просто по-человечески поддерживает разочарованную стриптизершу. 

Обнаженная натура "Аноры"

За всей непосредственностью, в чем-то даже комедийностью повествования, простотой истории и стереотипностью образов режиссер пытается убедить зрителя в том, что конфликт фильма в любви, а не в деньгах. Это сложно воспринимать всерьез. Интенция Бейкера в целом понятна: необходимо наделить героиню хоть каким-то приятным качеством, чтобы зритель смог пропитаться к ней симпатией. Да, технически фильм выполнен хорошо, не зря Бейкер получил "Оскар" еще и за монтаж. Но хоть картина и смотрится легко, моментами, может, даже задорно, но так же просто выветривается из памяти.

Более тревожно от того, что трагическая история стриптизерши превращается руками режиссера в анекдотический манифест разнузданной молодости. Как бы ни были хороши наши актеры, русские в картине занимают место веселых статистов: их роль несет символический характер. Конечно, ни Шон Бейкер, ни члены академии не пытались кого-то принизить (хотелось бы надеяться), но и развеивать заблуждения они тоже не собирались.

За всем этим кроется довольно страшный и не самый приятный подтекст. "Анора" — это история об изнанке "американской мечты", о том прахе, что от нее остался. Стриптизерша могла пойти по пути Золушки, но карета превратилась в тыкву. Хотя это и не так страшно, ведь в тыкве лежали $10 тыс. и кольцо с бриллиантом в четыре карата.

Сам Бейкер по-настоящему пропитывается симпатией к Аноре. Его привлекает Америка, где люди торгуют собой, чтобы выжить. Американцы вообще стали довольно кощунственно относиться к образу, который вселял надежду на лучший мир и притягивал сотни миллионов взглядов по всей планете. Академикам тоже оказалась по вкусу история, в которой эта мечта деконструируется, сводится к простым товарно-денежным отношениям.

Русские в повествовании фигурируют или нет — для них не имеет никакого значения. Конечно, было бы радостно, чтобы такие талантливые отечественные артисты, как Юра Борисов и Марк Эйдельштейн, были в центре мирового внимания. Особенно сейчас, когда "американская мечта" пришла в негодность.