В Москве пройдет XXV Международный фестиваль "Триумф джаза"

Юбилейный "Триумф джаза" вновь представит звезд жанра, на фестивале HighTime Orchestra зажгутся свечи, оркестр Pratum Integrum построит памятник "рыжему аббату", а "Академия Русской Музыки" встретит весну в ритме вальса.

В Москве пройдет XXV Международный фестиваль "Триумф джаза"
© Российская Газета

Кто играет: Московский джазовый оркестр, квартет и трио Игоря Бутмана, Роберто Фонсека, Алекс Хан, Ричи Гудс, Fantine, Виктор Добронравов, Варвара Убель и другие.

Что играет: Джаз, фанк, этника.

Почему идти: Без фестиваля "Триумф джаза" уже трудно представить себе московскую весну. Имя его арт-директора Игоря Бутмана - само по себе бренд: вряд ли кому-либо еще удалось бы заманить в Россию таких звезд, как Маккой Тайнер, Ахмад Джамал, Джо Ловано, Билли Кобэм и других "триумфаторов" прошлых лет. На юбилейном 25-м фестивале впервые будет показан уникальный джазовый спектакль "Петя и Волк", выступят американские музыканты Алекс Хан и Ричи Гудс, кубинцы Роберто Фонсека и Хуан Орлендис, а также звезды отечественного джаза. И все три фестивальных вечера на сцене будет маэстро Игорь Бутман - отец-основатель самого успешного в России праздника импровизации

Где, когда, сколько: Московский международный дом музыки; 14, 15 марта; МТС-Холл; 16 марта; 800 - 8 000 руб.

Кто играет: "Страдивари-ансамбль" Мариинского театра (дирижер Лоренц Настурика-Гершовичи), солисты Цветана Омельчук, Елена Серова.

Что играет: Произведения Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана.

Почему идти: Камерный коллектив виртуозов, плоть от плоти Симфонического оркестра Мариинского театра, представляет вечер музыки эпохи барокко. В исполнении "Страдивари-ансамбля" и меццо-сопрано Цветаны Омельчук прозвучат вокально-инструментальные произведения Генделя, Вивальди и Телемана. Их восхитительный мелодизм и феноменальную экспрессию усилят исторические инструменты Страдивари, Гварнери и Амати, а также скрипач и дирижер Лоренц Настурика-Гершовичи, игру которого отличает яркая индивидуальность и свобода музицирования.

Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 13 марта;1 500- 5 000 руб.

Кто играет: HighTime Orchestra, солисты Евгений Баженов, Федор Землеруб.

Что играет: Произведения П. Чайковского, К. Сен-Санса, Ф. Шопена и др.

Почему идти: "Весенний фестиваль при 1000 свечей" - музыкальное путешествие в сопровождении HighTime Orchestra, полное глубоких эмоций и высоких чувств. 13 марта эти эмоции и чувства в музыке Чайковского и Сен-Санса выразит виолончель лауреата престижных конкурсов Федора Землеруба и фортепиано солиста Hightime Orchestra Евгения Баженова. А 14 марта прозвучат два фортепианных концерта Шопена, которые Евгений Баженов и музыканты оркестра исполнят с безмерным тщанием и бесконечной любовью, а горящие свечи добавят их исполнению особую магию.

Где, когда, сколько: Московский международный дом музыки (Камерный зал); 13 и 14 марта; 900 - 5 500 руб.

Кто играет: Государственный академический камерный оркестр России (дирижер Филипп Чижевский), солист Яков Кацнельсон.

Что играет: Л. ван Бетховен - Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Симфония № 7.

Почему идти: Первый фортепианный концерт Бетховена полон романтики и страсти, а Симфония №7, как писал о ней Ромен Роллан,- "само чистосердечие, вольность, мощь". Два блестящих образца венского гения представят публике дирижер Филипп Чижевский и пианист Яков Кацнельсон, который исполнит соло на хаммерклавире. Свойственная этому предку современного фортепиано певучесть растопит даже самое черствое сердце.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 12 марта; 500 - 3 000 руб.

Кто играет: Юрий Башмет и ансамбль "Солисты Москвы".

Что играет: И.С. Бах - Бранденбургские концерты.

Почему идти: Бранденбургские концерты Баха с их неувядаемой художественной красотой - самое совершенное воплощение оркестрового стиля барокко; неслучайно запись "Гавота в стиле рондо" из Второго концерта была отправлена в космос на корабле "Вояджер" как послание человечества. Юрий Башмет и "Солисты Москвы" играют Бранденбургские концерты так экспрессивно и эмоционально, что музыка оказывается красноречивее любых слов; не уверен насчет инопланетян, а вот земляне точно поймут.

Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 16 марта; 500 - 5 000 руб.

Кто играет: Симфонический оркестр "Академия Русской Музыки" (дирижер Иван Никифорчин).

Что играет: Вальсы П. Чайковского и И. Штрауса.

Почему идти: Что может быть прекраснее, чем концерт в ритме вальса? Уже более двух веков его слегка меланхоличное изящество, грациозность мелодий и эффектность гармоний неотразимо воздействуют на публику. С тех пор в моду входили десятки разных танцев, но наш старый знакомец по-прежнему актуален. И вот опять оркестр исполнит знаменитые вальсы Чайковского и Штрауса, перекидывая мостки из прошлого в настоящее и задавая самый правильный темп для встречи весны.

Где, когда, сколько: Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя; 13 марта; 1 000 - 5 000 руб.

Кто играет: Константин Хабенский, Юрий Башмет и Камерный ансамбль "Солисты Москвы". В концерте принимают участие Ксения Башмет и Арина Кривенко.

Что играет: А. Камю - "Калигула" (сцены из пьесы), Ф. Шуберт - квартет "Смерть и девушка" (переложение Г. Малера для струнного оркестра), К. Сен-Санс - сюита "Карнавал животных".

Почему идти: "Литературно-музыкальный эксперимент", как назвали свою программу Константин Хабенский и Юрий Башмет, соединяет вроде бы несоединимое: пьесу писателя-экзистенциалиста Альбера Камю "Калигула" и сочинение композитора-романтика Франца Шуберта "Смерть и девушка". Некоторых это может шокировать, но тем интереснее наблюдать за взаимодействием выдающегося музыканта и замечательного актера. А усилит эффект синергии музыкальный путеводитель по зоопарку "Карнавал животных", где Хабенский и Башмет демонстрируют не только яркий исполнительский талант, но и недюжинное чувство юмора.

Где, когда, сколько: Концертный зал "Филармония-2"; 13 марта; 1 500 - 2 500 руб.

Кто играет: Концертный симфонический оркестр Московской консерватории (дирижер Константин Чудовский).

Что играет: П. Чайковский - "Ромео и Джульетта", В. Калинников - Симфония № 1, А. Лядов - "Волшебное озеро", "Баба-Яга".

Почему идти: Романтически-взволнованная музыка "Ромео и Джульетта" Чайковского, будящие воображение "Волшебное озера" и "Баба-Яга" Лядова и симфония № 1 Калинникова ("Русская") - эта программа требует от исполнителей аутентичности, но и свежести трактовок. Маэстро Константин Чудовский возвращается в свою альма-матер, чтобы осуществить оба требования, встав за пульт Концертного симфонического оркестра Московской консерватории. Благо шедевры русской классики располагают к этому больше, чем любая другая музыка.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 10 марта; 600 - 1 500 руб.

Кто играет: Оркестр Pratum Integrum, солист Кристоф Барати.

Что играет: А. Вивальди - "Времена года".

Почему идти: Рассказывать об этом произведении нет смысла: цикл концертов Антонио Вивальди "Времена года" на слуху уже давно и прочно. Легкая, искрящаяся, стремительная музыка способна очаровать кого угодно; не случайно "Времена года" играются даже в переходах метро. Извлекая из затертых нот безудержную энергию, оркестр Pratum Integrum выстроит еще один памятник "рыжему аббату". Солистом на этот раз станет венгерский скрипач Кристоф Барати, чья игра отличается невероятной пластичностью.

Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 17 марта; 1 000 - 3 000 руб.

Кто играет: Симфонический оркестр "Новая Россия" (дирижер Алексей Рубин), солист Сергей Давыдченко.

Что играет: П. Чайковский - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, вступление к опере "Пиковая дама", С. Рахманинов - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.

Почему идти: Фортепианные концерты Чайковского и Рахманинова Прокофьева будят в слушателе чувство наслаждения многокрасочной палитрой звуков; разумеется, посредством высококлассных исполнителей. В этом смысле обладатель первой премии и золотой медали XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского Сергей Давыдченко - отличный посредник. Его участие в серии концертов, посвященных 110 лет со дня рождения Святослава Рихтера закономерно. "Исполнитель не должен подчинять музыку себе, но - растворяться в ней", - писал Святослав Теофилович. Именно таким "зеркалом партитуры" можно назвать Сергея Давыдченко - наследника рихтеровской традиции пианизма.

Где, когда, сколько: Концертный зал "Филармония-2"; 15 марта; 600 - 1 500 руб.