«Алые паруса»: фильм, который научил мечтать и любить
Фильм «Алые паруса, снятый в 1961 году режиссером Александром Птушко, стал одной из самых романтических картин советского кинематографа. Картина о любви, преодолевающей любые преграды, покорила зрителей своей искренностью, красотой и атмосферой чуда. Однако, наблюдая за происходящим на экране, публика даже не догадывалась, что за кадром этой нежной истории скрывались не менее трогательные события. Подробнее о них рассказываем в материале MIR24.TV.
Смотрите х/ф «Алые паруса во вторник, 11 марта, в 22:25 на телеканале «МИР.
От повести к экрану
Действие фильма разворачивается в маленьком приморском городке, где живет юная Ассоль. Она мечтательница, которая верит в сказку, рассказанную ей в детстве стариком, бродячим собирателем легенд. Он предсказал, что однажды за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами и увезет ее в страну счастья.
В основе вдохновляющей ленты лежит одноименная повесть Александра Грина. Удивительно, но такое светлое и возвышенное произведение автор создавал в самый трудный период своей жизни переболев сыпным тифом и находясь на грани нищеты. Позже он преподнес эту работу в качестве подарка своей жене Нине Мироновой. Как и другие тексты писателя, волшебная история угодила «на полку. Грин попал в опалу из-за обвинений в «космополитизме, чуждом пролетарской литературе, поэтому его долго не публиковали.
Только в 1956 году книги прозаика снова начали издаваться, а спустя несколько лет режиссер Александр Птушко взялся за экранизацию истории о капитане Грее и нежной Ассоль. Киночиновники к этой затее отнеслись скептически и присвоили ленте самую низкую прокатную категорию, выделив минимальный бюджет. Несмотря на это, режиссер с энтузиазмом приступил к работе.
Поиски актеров
На второстепенные роли Птушко пригласил известных актеров того времени Ивана Переверзева, Николая Волкова, Сергея Мартинсона, Александра Хвылю и Зою Федорову. Однако поиски исполнителей главных ролей затянулись. Среди претенденток на роль Ассоль была даже Людмила Гурченко, но в итоге режиссер утвердил малоизвестную молдавскую актрису. Это решение вызвало споры, и тогда художник-постановщик пригласил на студию свою знакомую Лидию Вертинскую с дочерьми. Он видел в младшей, Анастасии, идеальную Ассоль, но хотел, чтобы режиссер сам сделал выбор.
На пробы девушка пришла в спортивных штанах и с короткой стрижкой, что совсем не соответствовало образу романтичной героини. Положение спасли гримеры: быстро надели на нее парик и платье, нанесли макияж. Через несколько минут Вертинская была утверждена на главную роль, ставшую дебютом молодой артистки в кино.
Тем временем для Василия Ланового работа в «Алых парусах была далеко не первой. До этого он уже играл в «Аттестате зрелости и «Павле Корчагине. Эти картины закрепили за ним амплуа героя-романтика, так что на пробы актер шел с уверенностью, что без проблем получит роль Грэя. Так и получилось. Аристократическая внешность 26-летнего исполнителя настолько впечатлила создателей фильма, что других кандидатов даже не стали рассматривать.
Крымская сказка наяву
Съемки проходили в Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку. В качестве корабля капитана Грэя кинематографисты поочередно задействовали два фрегата. А при создании алых парусов использовали около 2000 метров алого шелка, из которого обычно отшивали пионерские галстуки. Ткань была мягкой и красиво развевалась на ветру, но на пленке выглядела темно-кирпичной. Операторам пришлось использовать фильтры, чтобы добиться алого цвета, и работать быстро, так как полотно быстро портилось от морской воды.
Все усилия постановщиков не пропали даром. Красные паруса эффектно смотрелись и в кадре, и в реальности. Этим обстоятельством решил воспользоваться Василий Лановой, чтобы произвести впечатление на свою жену. На тот момент актер только что расписался во второй раз, и его избранница приехала вслед за ним в Ялту, поселившись неподалеку в одном из санаториев.
Лановой подговорил капитана корабля отрепетировать сцену встречи с Ассоль, пришвартовавшись у набережной рядом с отелем супруги.
«Когда я сошел на берег у санатория, жена сказала: Василий, вы разбудили Ялту. Это действительно непередаваемо здорово, и я думаю, время от времени всем женщинам такие паруса нужны.
Культурный феномен
Критики встретили новую работу Птушко без особого восторга. Фильм ругали за излишне яркие цвета, тяжеловесную игру некоторых актеров и прямолинейность сюжета. Даже вдова писателя Александра Грина осталась недовольна экранизацией. Она считала, что картина слишком далека от оригинальной повести и не передает ее глубину.
Несмотря на это, зрители приняли ленту с огромным теплом. В первый год ее посмотрели 22 миллиона человек это был грандиозный успех. Исполнителей главных ролей, Василия Ланового и Анастасию Вертинскую, называли самой красивой парой советского кино. А фраза «Если душа человека жаждет чуда, сделай его стала крылатой.
Популярность фильма послужила появлению одноименного праздника выпускников в Санкт-Петербурге. Ежегодный фестиваль собирает десятки тысяч школьников, готовых перешагнуть важный жизненный рубеж. Это не просто мероприятие, а настоящая сказка: концерты, потрясающие световые шоу и, конечно, кульминация по глади Невы плывет корабль с алыми парусами, словно сошедший с экрана знаменитого фильма.