Любовь как приговор, или Карнавал мести. Смотрим «Сделку» в Театре имени А.С. Пушкина

Спектакль Московского драматического театра имени А.С. Пушкина по мотивам трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» — одно из самых ярких театральных событий весны. Рассказываем, почему стоит пойти на эту «Сделку».

Любовь как приговор, или Карнавал мести. Смотрим «Сделку» в Театре имени А.С. Пушкина
© Mos.ru

Неудобное прошлое

Что такое сделка? Соглашение, компромисс, контракт или сложный моральный выбор, перед которым рано или поздно оказывается любой человек? Именно об этом решил порассуждать режиссер Игорь Теплов в новой постановке на сцене Театра имени А.С. Пушкина.

В центре сюжета — история возвращения миллиардерши Клары Цаханассьян в родной городок Гюллен. Но то, что поначалу выглядит как долгожданный визит благодетельницы, оборачивается страшным испытанием для всех жителей. Клара предлагает городу миллиард в обмен на жизнь человека, который когда-то предал ее. И с этого момента начинается настоящее исследование человеческой природы.

Игорь Теплов создал яркую и многослойную инсценировку, полную глубоких смыслов и неожиданных режиссерских решений. «Мы не делали социальный спектакль про то, как меняется общество, как оно деформируется. Хотя у Дюрренматта — это важнейшая история», — объясняет режиссер. Вместо этого через всю постановку проходят темы неудобного прошлого и необходимости брать ответственность за свои поступки.

Карнавал мести

Визуальный язык спектакля поражает образностью. Клара появляется на сцене не одна, а в сопровождении свиты, напоминающей булгаковских персонажей. «Черный карнавал», как описывает ее Игорь Теплов, символизирует всемогущество героини. «Она может позволить себе все: одеть своего мужа в платье, приехать и остановить поезд… Это полная безнаказанность», — объясняет актер Назар Сафонов, исполнитель роли Моби, седьмого мужа героини. Воссозданный хаос, врывающийся в сонный городок, полностью переворачивает представления жителей о морали.

Особого внимания заслуживает внешний облик Клары в исполнении Веры Воронковой. «Хотелось, чтобы она выглядела поломанной, чтобы ее излом был не только внутренний», — говорит актриса. Горб, специальная шапочка, напоминающая компрессионную повязку после пластических операций, протезы — все это создает образ буквально сломленной жизнью женщины. Но за внешней деформацией скрывается куда более глубокая внутренняя травма.

Трагифарс любви

Хотя спектакль касается важных социальных и философских вопросов, в его основе — история разрушительной силы любви. «Я понял, что все равно все истории приходят к любви», — отмечает режиссер. И действительно, за желанием мести у Клары скрывается глубокая обида брошенной когда-то девушки.

«Клара — обиженная девочка, у которой главный протез не виден, потому что он у нее в сердце. Она умерла 45 лет назад, когда Илл ее предал», — объясняет Вера Воронкова. В ее исполнении Клара трансформируется из гротескного персонажа до глубоко трагического. «Я пытаюсь пройти путь от клоунады… В конце это приходит к трагическому завершению. Там все протезы снимаются и остается душа», — говорит актриса.

Вместо выводов

«Сделка» балансирует на грани нескольких жанров. Трагедия и фарс, психологическая драма и клоунада сменяют друг друга. Этот жанровый синтез отражает и природу Дюрренматта как автора. Но режиссер подчеркивает, что этот писатель — «человек с бокалом вина и смеющийся над крахом планеты», и ироничная дистанция чувствуется в постановке. Именно на ней акцентирует внимание Игорь Теплов.

«Сделка» не дает прямых ответов — это спектакль о личной ответственности и цене, которую приходится платить за свои поступки. Пожалуй, главный вопрос, с которым зритель уйдет из театра: на какую сделку он готов пойти? Но ответ на него каждому придется искать самостоятельно.

Премьера спектакля состоялась 6 марта. Следующие показы запланированы на 21 и 22 марта, а также на 2 и 25 апреля. Приобрести билеты можно на mos.ru.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы