Цветы запоздалые или Еврейское счастье: в московском La’Театре прошла премьера «Нас ждут…»

В московском La’Театре прошла премьера спектакля «Нас ждут…».

Цветы запоздалые или Еврейское счастье: в московском La’Театре прошла премьера «Нас ждут…»
© Вечерняя Москва

Режиссер Юрий Клепиков представил свою версию пьесы Валерия Мухарьямова «В тени виноградника», написанной по мотивам рассказа нобелевского лауреата Исаака Зингера «Последняя любовь». Получилась пронзительная история о том, как встретились «два еврейских одиночества».

— Все, что связано с драматургией Зингера, всегда абсолютно и невероятно смешно, но и всегда отчасти трагично, — считает худрук La'Театра Вадим Дубровицкий. — Сюжет очень тонко прошит отношениями, человеческими отношениями. Это любовь, это одиночество, это одиночество в любви. Люди одиноки по определению. Все боятся любить, не всегда умеют любить, но любовь настигает нас там, где совсем этого не ждешь.

«Нас ждут...» — трогательная история о том, что «любви все возрасты покорны». Ему — 82, ей — 57. Однажды она заходит к нему как к соседу. И случается Встреча. Оказалось, их многое связывает — память, утраты и надежда на возрождение, на понимание, на взаимное чувство.

В глубине сцены на серебряном экране герою игриво подмигивает черно-белая Мэрилин Монро из культового фильма «В джазе только девушки». Но Гарри Бендинеру (Алексей Шевченков), замершему в кресле, в обнимку с виски, таблетками и пледом, остается только вздыхать и мечтать. У него все в прошлом: он давно потерял семью. Поэтому его новая соседка вдова Этель (Нелли Уварова) воспринимается им как дар небес. И события этих двух дней изменят его жизнь навсегда.

Но их знакомство получилось весьма бурным. Это не романтическая встреча, а электрический разряд, столкновение двух непростых характеров. Но постепенно общие воспоминания и страх одиночества делают их беседы все более искренними и теплыми. Герои вспоминают родных, спорят, подкалывают друг друга, учатся слушать и слышать. К тому же они оба состоятельные люди, которые заботятся о сохранности семизначных цифр на своих банковских счетах. В гостях, на ужине у Этель, Гарри уже почти верит в возможность близкого двойного счастья…

Спекталь «Старушка в подарок» в Театре Сатиры: актеры, сюжет

Может, зловещая тень прошлого путает карты? Оба они беженцы из Польши, евреи, пережившие войну. Нам приходится, хоть с трудом, но поверить в эту легенду: хотя весь облик Шевченкова как бы вопит о его совершенно другом, не иудейском происхождении. Тем значительней его актерская работа.

Артист младше своего героя на тридцать лет, но вполне достоверно играет ветерана Гарри — со всеми возрастными изменениями: шаркающей походкой, трясущимися руками... Может, даже иногда чересчур натуралистически. Кстати, Шевченков играл эту возрастную роль еще двадцать лет назад в театре Армена Джигарханяна, уже тогда поражая зрителей своим перевоплощением в немощного старика.

А Нелли Уварова сразу «дает звезду», рисуя миллионершу, которая здесь проездом. Она капризно и нелепо мечется по квартире, хватая то одну, то другую вещь. Это сначала смущает, потом возмущает героя (да и нас тоже), но потом он начинает видеть в ее взбалмошном женском характере плюсы.

Весь спектакль — это активный диалог-поединок героев. Она провоцирует, а он заглатывает крючок. Зачастую Уварова слишком стремительно меняет рисунок роли — мы просто не успеваем следить за ней. Вот она иронизирует над престарелым кавалером и вдруг: «Я приму вас таким, какой вы есть». Причем под активное распитие алкоголя в течение всего спектакля, что, скажем прямо, выглядит несколько фантастично, учитывая возраст героя. Гарри, который видит в ней свою Мэрилин, поддается ее бреду и мечтаниям.

Мультфильм «Пигси: путешествие сквозь время»: сюжет

За ужином они как бы планируют заново счастливо прожить жизнь, но поздно. Никаких путешествий не будет, равнодушные дети-внуки так и не появятся у них на пороге. Жизнь (точнее, болезнь) поставит свою зловещую точку на этой запоздалой игре в мечту. А поведение странной Этель в финале найдет объяснение как проявление реального, увы, психического диагноза. Да, иногда «любовь нечаянно нагрянет». Даже к вашему дедушке. Или бабушке. Но так же нечаянно и уйдет, не попрощавшись. Причем в окошко. Потому что ее там, наверху, тоже ждут.