В прокат спустя 40 лет выходит "Небесный замок Лапута" Хаяо Миядзаки
Вообще-то сенсация: явление на экраны почти не известного в России шедевра японца Хаяо Миядзаки. Да еще какого! Не подводящего итоги большой жизни, каким был, скажем, "Мальчик и птица", а возвращающего нас в творческую молодость гения анимации, полную юной энергии и страсти к авантюре.
Это "Небесный замок Лапута" - первая картина Миядзаки, снятая для основанной им студии Ghibli в далеком 1986 году.
Фильму не повезло. То ли Миядзаки тогда плохо знали, то ли так сложилась конъюнктура, но картина в мире появилась только на паре фестивалей и с почти двадцатилетним опозданием вышла на DVD. Сделавшие ему международную славу "Принцесса Мононоке" и "Унесенные призраками" были еще впереди. В России в кинотеатрах она выходит только теперь.
Миядзаки здесь не ментор-мудрец, он вровень с публикой, охвачен ее азартом и с лихвой возвращает его в зал
Это не совсем тот мэтр Миядзаки, которого мы знаем по фильмам неторопливым, склонным к созерцательной пантеистической философии. Ему еще 45, до "остепенения" далеко, и ведущая эмоция - азарт. Ритм энергетически заряжен, монтаж быстр, много приключений, погонь и драк - комических и всерьез. Есть что-то от всех тогда покоривших лихих картин про Индиану Джонса.
Действие происходит в альтернативной реальности в стиле киберпанк. Мир полон жюльверновских изобретений, небо бороздят дирижабли, поезда грохочут по зависшим над пропастями виадукам, воздушные бои гремят на мухокрылах, чьи крылышки подобны вентиляторам. И вот сиротка Сита украдена правительственным агентом Муской и летит на дирижабле, пока корабль не будет атакован семейством пиратов во главе с мамой, похожей на ведьму и на боевую старуху Шапокляк. Все охотятся за амулетом, который у Ситы на шее. Спасаясь от свирепой мамы и ее сынков, Сита падает с дирижабля, но амулет оказывается летучим камнем, и она, как перышко, опускается прямо в руки парнишки по имени Пазу. Он работает в шахте, но мечтает о полетах.
Бедняжка Сита вынуждена спасаться и от правительства, и от пиратов, а поможет ей отважный Пазу, сын летчика, которому когда-то повезло сфотографировать летающий остров - Лапуту. По легенде, когда-то Лапута была вооружена Роботами и правила миром, но неосмотрительно растущие технологии вступили в конфликт с природой, Лапута захирела, утратила власть и стала мифом.
Лапута, понятно, заимствована из "Путешествий Гулливера", хотя фантазия Миядзаки улетит далеко от Свифта, вовлекая нас в калейдоскоп авантюр. Не успеем опомниться, как пираты окажутся сборищем безобидных тупиц наподобие диснеевских гномов, суровое сердце мамы будет растоплено новой Белоснежкой, а сама Сита окажется потерянной в детстве принцессой. Все закончится в садах у небесного замка, где произойдут особенно головокружительные события.
Это необычный для Миядзаки фильм - в нем очень мало от Японии. Все персонажи явные европейцы, архитектура - прямиком из старой Европы, источники вдохновения и аллюзии - там же. Автор фильма недавно вернулся из Ирландии, где наблюдал жизнь шахтеров, и эти трудовые процессы займут свое место в первых эпизодах, пропитанных угольной пылью. Есть в фильме провозвестники сквозных тем Миядзаки - мотивы неблагополучия в экологии, неприязнь к людям в военной форме, но все это легкой кистью, мимоходом. Почти неощутима здесь и ведущая тема его творчества - принципиального пацифизма. Картина сделана с весельем и отвагой, действие выстреливается по прямой траектории - типично приключенческий сюжет. По раскладу героев он на полвека опередил эру феминизма, поручив инициативу девочке Сите, а мальчику Пазу отведя роль оруженосца.
Миядзаки здесь не мудрец и не оракул, он вровень с публикой, охваченный ее нетерпеливым азартом и с лихвой возвращающий его в зал.
Единственный просчет - двухчасовой хронометраж, по мне, для анимации многовато. Хотя детишки скорее всего будут бояться, что это кино скоро закончится.
Огромный фильм нарисован вручную. Никакого расчетливого компьютера, только тепло человеческих рук. Миядзаки продолжил сотрудничество с композитором Дзё Хисаиси, начатое в фильме "Навсикая из Долины Ветров", и тот написал дивный симфонический саундтрек, потом неоднократно выходивший отдельно, в альбомах.
Мастерство будущего автора "Унесенных призраками" здесь уже явлено в полной мере. Как аниматора, способного сделать рисунок живым и трепетным, и как рассказчика, умеющего неотрывно держать внимание публики всех возрастов.