С 21 по 23 марта героем музыкального "Царицына" стал величайший представитель композиторской мысли всех времён и народов - Иоганн Себастиан Бах . В солнечную субботу великолепие дворцовой архитектуры, огромного парка и вечной музыки сложилось идеальным синтезом всевозможных искусств, который утолял жажду прекрасного. Во второй день баховского марафона в Атриуме Хлебного дома музейного комплекса прозвучала изысканная программа инструментальной музыки Баха: Концерт №1 ре минор, BWV 1052; Концерт №2 ми мажор, BWV 1053; Концерт №3 ре мажор, BWV 1054; Концерт №4 ля мажор, BWV 1055; Концерт №5 фа минор, BWV 1056. Композитор, будучи выдающимся клавесинистом и органистом, писал свои виртуозные концерты для солирующего клавира и оркестра, ориентируясь на несуществующие инструменты. Гений предслышал звучание ещё несконструированных более совершенных клавишно-струнных инструментов. Елена Привалова, известная органистка, выпускница Московской консерватории, инициатор и участница российских и международных баховских проектов, исполнила на органе сольную партию в композиторском оригинале без переложения. Музыкант пояснила: "Б ах, когда писал для клавир а, вообще не указывал, какой э то может быть и нструмент . В его время были клавесины , х арпсихорды, хаммерклавиры, п отом появил о сь ф ортепиано. Под клавиром Бах подразумевал любой клавишн ый инструмент . Орган - это тоже клавишный инструмент, и , мне кажется, клавирные концерты п рекрасно звучат на органе . Выскажу с вое личное впечатление, что мне очень нравится, как звучат эти произведения в версии для органа со струн ны ми и для фортепиано со струнными , а вот кла ве син , на мой слух , немножко теряется . Думаю, Бах бы оценил органный вариант, который добавляет масштаб, грандиозность сочинениям." Барочная капелла "Золотой век" в составе: Фатима Лафишева (барочная скрипка), Ксения Тимофеева (барочная скрипка), Елена Лендова (барочный альт), Александр Листратов (барочная виолончель), Алексей Шевченко (клавесин) - сопровождала орган, используя историчеки ориентированное исполнение. Бах работал органистом в готических церквях и соборах немецких земель. Псевдоготический антураж Атриума создал уместную атмосферу для восприятия его музыки. Очень вразительно плыли в пространстве звуки медленных частей концертов Елена призналась: " Я очень люблю А триум Хлебного дома , потому что в нём х рамова я акустика, и, несмотря на то, что о рган небольшой , звук в нё м л етит и приобретает особые свойства . З десь особенное место , где также хорошо находиться и слушател я м. Ч асто о ргани ст подобен ангелу , играет только на церковных хорах , и, за исключением прямых трансляций, его мож но только слышать, а здесь видно о ргани ста. Правда, сегодня не было видно работы ног, потому что исполнялся к лав и рн ый вариант без педали , а в оригинальных сочинениях для органа можно полностью наблюдать и работу ног исполнителя ." Концертное направление музея-заповедника "Царицыно" существует уже более 25 лет. 15-летний юбилей отметил и орган, установленный в атриуме Хлебного дома. Инструмент сделали в Германии специально под акустическое пространство Атриума. В оформлении инструмента использовали царицынские мотивы: арки, стрельчатые проемы, звезды. В концерте принял участие и клавесин работы московского мастера Дмитрия Белова, который также имеет постоянную прописку в "Царицыне". Барочный флёр звучанию придавал и этот нежный "господин". Елена Привалова, лауреат всероссийской премии "Органист года - 2021" в номинации "Персона" не скрывала, что исполнение пять баховских концертов подряд требует выносливости от органиста. И от публики, внимающей программу без антракта, также нужна была дополнительная сосредоточенность. Тем не менее, послевкусие произошедшего у слушателей и артистов оказалось одинаково приятным, о чём они поведали друг другу в личном общении по окончании. Музыканты решили завершить вечер ре-минорным концертом, одним из самых ярких и действенно-драматических опусов Иоганна Себастиана.

Бах - 340!
© Ревизор.ru