"Сирано де Бержерак" в стиле рейв. Театр "Сатирикон". Режиссёр Константин Райкин.

Спектакль выстроен так, чтобы подчеркнуть: Сирано – не какой то там древний французский поэт из заумных учебников литературы, а по-настоящему актуальный герой нашего времени, который даст фору любому участнику современных рэп-баттлов. Более того, режиссер сознательно упростил героическую комедию Ростана. Константин Аркадьевич подчеркивал, что в оригинале очень много "проходных" персонажей, которые появляются на одну-две сцены, после чего исчезают. Главных же героев, двигающих сюжет, всего восемь. Именно поэтому все второстепенные действующие лица – были превращены в картонные силуэты, которыми управляют всего два актера. Первые несколько минут к такой концепции привыкать не просто, но затем она воспринимается абсолютно логичной. Что же касается основного действия, буквально с первой секунды появления на сцене Сирано, у меня сложилось впечатление, что мне не хватает битов. Нужно что-то забористое из репертуара Казантипа или давно почившего танцевального клуба "Слава". Но как только Сирано начинает читать свои монологи, музыка как бы появляется сама собой. Нет, не из динамиков, она начинает звучать в голове зрителя, берется ниоткуда, мозг сам добавляет к тексту Ростана соответствующий ритмический фон. Мне сразу кажется, что я попал за кулисы рейверской дискотеки середины 90-х. Такие же отношения, такой же прикид, такие же жесты. Чуть ли не каждая мизансцена – это готовый шортс для соцсетей. И, как выясняется в конце первой картины – я не ошибся. Открывается вся сцена – и основные декорации, как раз в стилистике рейва! Я не знаю, посещал ли Константин Аркадьевич рейверские дискотеки, думаю, вряд ли, но дух самоубийственной безбашенной самоотдачи, который творился на танцполах 90-х, передан филигранно и даже гораздо лучше, красивей, глубже. Мы видим не просто внешнюю, но и внутреннюю суть этого танцевального хаоса. И на фоне всего этого – речь Сирано. Он Диджей, он МС, он лучший представитель современных поэтических форм. Это отличный импульс для школьников взять книгу и прочитать, выучить наизусть монологи Сирано. Спектакль Райкина доказывает, что это не просто нужно, это – модно. Кроме того, в постановке великолепные сцены с фехтованием. И это вовсе не формальные движения шпагой, когда один актер якобы помахал, другой якобы позащищался, а потом картинно умер. Что вы, напротив – это прекрасный пример арт-фехтования. Ювелирно отточенные движения, много юмора в движениях артистов. Эдакий сеанс "реслинга" на шпагах. И параллельно с этим еще читается текст. Не могу не отметить постановщиков этих номеров Виктора и Олега Мазуренко. Очень редко на сцене мы видим действительно настоящее оружейное шоу. В зрителях невольно просыпается азарт, хочется "болеть" то за одного, то за другого участника. Пьеса немного сокращена, идет без антракта 2 часа 15 минут. Режиссёр не хотел прерывать действие перерывом, и, конечно же, он прав. Все настолько стройно и логично, что выход в фойе просто не вписывается в картину. Но и это еще не все. Режиссер немного изменил общую концепцию пьесы. Роксана вовсе не недоступный объект желания главного героя. Она сама влюблена в Сирано и пытается его подтолкнуть на отношения, но он не может пойти ей навстречу. Да, снова поднятая современная тема разобщенности людей, страха признаться в своих чувствах. Смотришь и думаешь, насколько же актуален Ростан в наше время. Ну и разумеется, фирменное "Сатириконовское" хулиганство и над текстом, и над героями. И, конечно, в заключении хочу обратиться в первую очередь к родителям. Ведите своих детей именно на этот спектакль. Школьники однозначно не заскучают. Школьники сами поймут: классика – современна. И взрослые не заскучают, вспомнят молодость! В общем, тотальный позитив гарантирован! До встречи в театре "Сатирикон"!

"Сирано де Бержерак" в стиле рейв. Театр "Сатирикон". Режиссёр Константин Райкин.
© Ревизор.ru