Мрачная история испанской короны

В 2013 году к 200-летию Верди именитый британский режиссёр Эдриан Ноубл вернул в репертуар Большого театра "Дон Карлоса" после продолжительной паузы. Предыдущая постановка режиссёра Иосифа Туманова датируется 1963-м к 150-летию композитора. Спектакль Ноубла в нынешнем году стал участником Фестиваля Джузеппе Верди, стартовавшего в феврале в ГАБТе. В рамках моно-фестиваля композитора семь показов "Дон Карлоса" вызвали необходимость нескольких составов артистов, куда вошла целая россыпь звёзд мировой оперы. В афише были заявлены лучшие вокальные силы, задействовавшие признанных мастеров и молодых звёзд сцены. Маэстро Валерий Гергиев предоставил право открыть показы коллеге Антону Гришанину, остальными спектаклями руководил лично. Легендарный бас Ферруччо Фурланетто, Ильдар Абдразаков, Владислав Попов выступили в роли короля Филиппа. В титульной партии инфанта Карлоса - Олег Долгов, Сергей Скороходов, Нажмиддин Мавлянов. Хибла Герзмава, Динара Алиева, Екатерина Морозова чередовались в роли королевы Елизаветы. Ксения Дудникова, Агунда Кулаева, Зинаида Царенко сменяли друг друга в образе Княгиня Эболи. Родриго, маркиз Поза был в версии Игоря Головатенко, Владислава Сулимского, Алексея Маркова, Василия Ладюка. Великий инквизитор - Денис Макаров, Михаил Петренко. Вряд ли такой кастинг первоклассных артистов на шесть главных партий подразумевал деление на сильный и слабый состав. Любой расклад, наверняка, получился впечатляющим. Было бы любопытно послушать и сравнить все варианты исполнительского пазла, который каждый раз был другим. Для исполнения вердиевского шедевра нужны именно шесть ярких солистов с прекрасными голосами и недюженным актёрским мастерством. Считается, что этот факт мешает опере часто появляться в афишах театров. Каждый из шести персонажей наделён композитором развёрнутой партией с выразительными ариями и сольными сценами. Верди создаёт портретный психологизм отдельно взятого героя, развивая его цельный образ, который вступает в многослойную конфликтность ситуаций с окружением. В один из дней секстет исполнителей сложился таким образом - Ильдар Абдразаков (Филипп II), Нажмиддин Мавлянов (Дон Карлос), Алексей Марков (Родриго, маркиз Поза), Екатерина Морозова (Елизавета Валуа), Ксения Дудникова (Княгиня Эболи), Михаил Петренко (Великий инквизитор). Валерий Гергиев в оркестровой увертюре задал масштаб дирижёрского мышления, уместный стилю "большой французской оперы" Верди. Крупно и ясно, многозначительно и весомо звучала каждая деталь, фраза, эпизод. Паузы и ферматы у маэстро - особый ресурс выразительности, усиливающий напряжение момента до невыносимости. Оперная фреска от художника-постановщика Тобиаса Хохайзеля, художника по костюмам Морица Юнге, оформленная в историческом ключе, соответствовала замыслу "гранд оперы" Верди. На сцене испанские гранды и грандессы, сошедшие с картин Веласкеса, Эль Греко, Тициана, одеты по кодексу XVI столетия в соответствии с титулом и положением. Великолепие двора и мрак инквизиции в массовой сцене аутодафе ошеломил величием и мракобесием. Драматичная коллизия истории женитьбы Филиппа II на Елизавете Валуа, невесте своего сына Карлоса, для достижения мира с Францией, разворачивается на фоне сопротивления фламандских провинций Испанскому гнёту. Сложность человеческих взаимоотношений участников событий, запутанность их любовных и политичеких устремлений, мистическое присутствие в Эскориале отрёкшегося короля Карла V - интереснейшая драматургия Шиллера-Верди раскрылась исполнителями в полной мере. Образ Филиппа у Верди вырастает до большой личности, полной противоречий. Ильдар Абдразаков - априори украшение спектакля. В парадных королевских одеждах или в повседневном чёрном одеянии артист неподражаем артистически и вокально. По сценической харизме ему подстать Михаил Петренко. Сцена короля и Великого инквизитора - сильнейший эмоциональный эпизод вечера. Светский и духовный правители восседают в комнате, уходящей в перспективе вглубь сцены. 90-летний старец в яркой мантии - на стуле с высокой спинкой, Филипп в длинной накидке - за столом. Атмосфера, композиция, колорит мизансцены - как застывшая картина из Прадо. Мощная по воздействию актёрская игра Абдразакова и Петренко, помноженная на мастерское сопровождение Гергиева, который выдерживает мхатовские паузы в мёртвой тишине - это незабываемо. Ярко проявил свой артистический стержень Алексей Марков (Родриго). Уверенно и самодостаточно артист притягивал к себе внимание во всех эпизодах. Ровное и крепкое звуковедение с крупной динамикой подтверждало независимый и бесстрашный характер его героя. В знаменитом дуэте Карлоса и его друга-единомышленника Родриго из первого акта, хита многих гала-концертов, Марков был явным лидером. Нажмиддин Мавлянов (Карлос) на протяжении всего спектакля несколько осторожничал. Чувствовалась небольшая скованность артиста, которую он, казалось, желал замаскировать красивыми верхними нотами, исполняя их максимально громко, но почему-то пропадая в среднем и нижнем регистрах. Екатерина Морозова создала нежный образ Елизаветы, юной жены короля, сердце которой принадлежит не ему, а его сыну. Хотя голос не отличался силой и крепостью, в первых сценах звук тонул в общем звучании, ближе к финалу тембр раскрылся приятностью окраски и мягкого рокота. Яркая и страстная Эболи Ксении Дудниковой контрастировала своей госпоже, убедительно мстила и раскаивалась. Но её исполнение песенки о вуали не приобрело изысканности арабской вязи вокализов-импровизаций, не блеснуло лёгкими верхушками. Певица взяла реванш в своей сцене "O don fatale, o don crudel" - это было сильно и выразительно. Король Филипп II и Великий инквизитор не смогли казнить инфанта Дон Карлоса. Его дед Карл V, он же таинственный монах, в финале выходит из склепа и увлекает наследника за собой. Партию монаха исполнил Николай Казанский. Масштабный замысел, монументальное сценическое воплощение, мощное по силе воздействия исполнение - таков большой стиль оперы "Дон Карлоса" в версии 2013 года, прозвучавшей в рамках Фестиваля Джузеппе Верди-2025 от Гергиева и звёзд оперы. Molto grandioso!

Мрачная история испанской короны
© Ревизор.ru