В мастерской аниматора: как студентов Московской международной киношколы учат создавать мультфильмы

Несколько движений стилусом по графическому планшету — и на экране ноутбука появляется фигурка человека. Художник добавляет цвета и тени, рисует мимику — и персонаж оживает: вот он задумчиво хмурится, а потом улыбается. Так, кадр за кадром, создается анимационный ролик в мастерской киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола». Будущие мультипликаторы осваивают здесь принципы классической и экспериментальной анимации, современные технологии, учатся работать в компьютерных программах, монтируют фильмы и делают собственные проекты.

В мастерской аниматора: как студентов Московской международной киношколы учат создавать мультфильмы
© Mos.ru

Накануне Дня российской анимации, который отмечается 8 апреля, корреспонденты mos.ru побывали в киношколе и узнали, что вдохновляет будущих мультипликаторов и какие возможности открываются перед ее выпускниками.

Кинопавильон, переговорные и стены-галереи

История киноколледжа началась в 1991 году: на базе киностудии в Московском дворце пионеров открылась средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением искусства. Через 10 лет учреждение переехало на улицу Строителей (дом 15), а в 2012 году уже в статусе колледжа обосновалось по адресу: улица Шаболовка, дом 44. Более 650 студентов изучают здесь кино и телепроизводство, анимацию и актерское мастерство, а старшеклассники проходят профильную подготовку и занимаются в творческих кружках.

Перед четырехэтажным зданием со светло-зеленым фасадом оживленно разговаривают стильно одетые молодые люди. Обучение в киноколледже начинается после девятого класса. До этого школьники могут получать здесь предпрофильное среднее образование и посещать творческие мастерские. Заходим в холл, стены из красного кирпича украшает коллаж: слово «кино», состоящее из сотен фотографий преподавателей и выпускников колледжа, а вытянутый полукругом гардероб напоминает театральное фойе.

Руководитель факультета анимации и анимационного кино Мария Давыдова начинает экскурсию с первого этажа. Она показывает оборудованный современной техникой павильон, столовую и уютный коворкинг. Затем по лестнице, разделенной декоративной кирпичной стеной, поднимаемся на второй этаж. Он посвящен будущим актерам, которые репетируют даже на переменах. Слева расположен танцевальный класс с зеркалами в пол и профессиональными станками, студия живописи и учебные кабинеты. Вместо дверей здесь тяжелые портьеры, а в коридоре стоит деревянный сундук и другой реквизит, как в театральном закулисье.

Правое крыло напоминает современный офис — с закрытыми переговорными и компьютерами. Чтобы ребята могли отдохнуть и пообщаться, в коридорах стоят диваны, а стены киноколледжа напоминают художественную галерею: всюду фотографии, портреты, пейзажи и натюрморты, выполненные студентами.

«Третий этаж отведен под анимационные и другие мастерские, а четвертый — многофункциональный. В первой половине дня здесь проходят занятия по общеобразовательным предметам, а вечером учебные кабинеты превращаются в операторские классы, залы для съемок и репетиций», — рассказывает Мария Давыдова.

Сергей Собянин рассказал, как колледжи Москвы готовят будущих реставраторовТеатральная карьера: как выпускники школ искусств и колледжей делают первые шаги в профессии

Компьютерная перекладка и композитинг

Идем на третий этаж, где находится факультет анимации и анимационного кино. Внимание сразу же привлекают оригинальные двери кабинетов, разрисованные вручную. Открываем одну, с надписью «Мультипликатор» — и попадаем в мастерскую, которая состоит из двух комнат. В правой занимаются первокурсники, а в левой — выпускники.

Современная анимация создается с помощью планшетов, компьютеров и специальных программ. Первокурсники рисуют стилусами — и на экранах ноутбуков появляются герои, их окружение и другие детали.

«Студенты выполняют задания в компьютерных программах. С первого курса мы знакомим их с классическим циклом производства анимации: нужно придумать персонажей, разработать сцену, сделать анимацию, смонтировать», — объясняет преподаватель основ мультдвижения и технических методов создания анимационного проекта киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола» Полина Вислова.

У выпускного курса задача посложнее — продемонстрировать все освоенные навыки: создать анимационный ролик с более проработанным движением. Сначала отрисовывается персонаж в основных позах, а затем промежуточные кадры-связки. Например, походка состоит из четырех ключей: правая нога отталкивается от пола, вес переносится на левую — и цикл повторяется.

«Программы, которые изучают наши студенты, сегодня самые востребованные в анимационной индустрии. С их помощью можно работать в технике компьютерной перекладки, при которой в 2D создается скелет-марионетка, он позволяет делать анимацию, не рисуя каждый кадр. Еще один этап — это композитинг, когда персонажа вписывают в определенную сцену. В заключение студенты монтируют ролики, подбирают к ним звук, некоторые даже сами пишут музыку», — говорит преподаватель компьютерной анимации киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола» Жанна Совина.

Призвание — помогать: чему и как учат в столичном колледже добрых делЭкоодежда, авторская музыка, стихи: что создают ученики московских школ искусств

Анимация из песка и хокку

В соседнем кабинете создают песочную анимацию. На прямоугольных коробах с подсветкой, которые называются лайтбоксы, старшеклассники в парах рисуют песком. Под легкими движениями пальцев «вырастают» цветы и деревья. Над лайтбоксами закреплены подключенные к ноутбукам камеры на штативах. Нажав на кнопку Enter, начинающие аниматоры последовательно фотографируют каждый новый кадр. Потом снимки останется только смонтировать.

«Работа идет в специальной программе, а сюжеты придумываем на основе хокку — это японские стихотворения из трех строчек. Мы уже сделали анимационные ролики про молнию, а сейчас рисуем деревья и цветы. Потом их нужно будет “оживить”: придать антропоморфные черты и “научить” двигаться», — объясняет преподаватель анимационных техник киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола» Александра Кононова.

14-летний Петр Мелехов нарисовал дерево с пышной кроной-прической и превратил его в персонажа, добавив глаза. Школьник учится в предпрофильном классе Московской международной киношколы и мечтает стать профессиональным аниматором.

«Мне всегда хотелось создавать мультфильмы. Образы я часто беру из прочитанных книг или на улице вижу красоту природы, например опавшие листья, сложившиеся в причудливый рисунок, или ветку дерева, через которую просвечивает солнце. Все это запоминаю, а потом рисую», — делится будущий мультипликатор.

Вместо экзаменов — шоурилы

Образовательные программы на факультете выстроены последовательно. На первом курсе студенты изучают живопись, композицию, рисунок, цветоведение, принципы анимации и знакомятся с основными компьютерными программами. На втором осваивают более сложные техники, а третий курс посвящен практике в анимационных студиях и дипломной работе.

Вместо экзаменов в конце каждого семестра будущие мультипликаторы монтируют шоурилы — видеоролики с примерами своих работ, а в качестве диплома снимают анимационный сюжет длительностью не меньше минуты.

Выпускница киноколледжа Ева Добровольская работает над документальным мультфильмом о летчиках-камикадзе. Она вдохновлялась творчеством японского поэта Юкио Мисимы.

«Я продумала сюжет ролика и сейчас нахожусь на этапе чернового монтажа. С детства я училась в художественной школе, занималась дизайном и актерским мастерством, любила писать тексты. А когда узнала про киноколледж — сразу загорелась, ведь анимация сочетает в себе все эти направления: нужно придумать и нарисовать каждую сцену и внутренне отыграть своего персонажа», — говорит Ева Добровольская.

А студенты выпускного курса Константин Гайнуллин и Яна Мустаева придумали сценарий для мультсериала из 12 серий. Сюжет переносит в мир постапокалипсиса, когда планета превратилась в огромную свалку, а главные герои в нем — это роботы, которые собирают мусор и перерабатывают его в электричество.

«После выпуска наши ученики обладают всеми базовыми знаниями и навыками, необходимыми художникам-мультипликаторам. Они умеют рисовать от руки, анимировать, работать в основных техниках и программах, поэтому востребованы в разных медиасферах. Мы сотрудничаем с анимационными студиями, где студенты проходят практику и параллельно заводят полезные знакомства», — резюмирует Мария Давыдова.

Собянин расширил доступ к грантам для учащихся творческих школ и колледжейПодъемный кран, мини-лифтер и биботы. Как прошел масштабный форум колледжей в Гостином ДвореСобянин сообщил о планах развития системы творческого образования в МосквеБольшинство студентов колледжей Москвы начинают работать еще во время учебы