ИИ станет неотъемлемой частью анимационного производства — директор группы компаний "Рики"

Тенденции в российской анимации

ИИ станет неотъемлемой частью анимационного производства — директор группы компаний "Рики"
© ТАСС

В эпоху активного развития технологий российская анимация переживает период активного развития. На сегодняшний день в отрасли работает около 90 студий, ежегодно выпускающих более 170 ч контента. Как уточняет Юлия Немчина, 10 лет назад контента было в четыре раза меньше. "Сегодня отрасль насчитывает более 5,5 тыс. квалифицированных специалистов. Запущены образовательные программы в вузах и профильных учреждениях. Этот прогресс является результатом многолетней работы анимационных студий и консолидирующей организации — Ассоциации анимационного кино, обеспечивающей эффективное взаимодействие между отраслью и властью", — рассказала она.

По ее словам, сегодня анимация перестает быть исключительно детским развлекательным продуктом. Растет число образовательных проектов для разных возрастных групп, в том числе рассчитанных на подростковую аудиторию. Кроме того, сейчас развивается тренд на появление продолжений успешных франшиз, спин-оффов и мультфильмов, где используются образы уже известных персонажей, заимствованных из русского фольклора, классической литературы и советской мультипликации. А в будущем мы можем увидеть на экранах больше анимированных персонажей из советского периода. "На этом фоне ощущается недостаток новых, оригинальных героев, — рассуждает Юлия Немчина. — В качестве примера оригинального персонажа можно привести нашего домового Финника, первый фильм о котором вышел в 2022 году. Дальше проект трансформировался в сериал".

По ее словам, на 23 октября запланирован релиз продолжения истории о Финнике. Во второй части зрители увидят, как разрослась эта Вселенная, в которой появились новые домовые, интересные драматургические повороты и "невероятно харизматичный антагонист".

По словам Немчиной, у российской анимации есть не только значительный творческий потенциал, но и способность оперативно реагировать на запросы рынка. "Однако ее дальнейшее развитие будет серьезно зависеть от целого ряда факторов, где одним из ключевых будет уровень поддержки отрасли со стороны государства", — считает собеседница агентства.

Как изменился рынок мультфильмов

Юлия Немчина отмечает, что сегодня люди усваивают информацию гораздо быстрее и в больших объемах, чем 10 лет назад. Мультфильмы тоже эволюционируют: они становятся динамичнее, визуально насыщеннее, красочнее и сложнее с точки зрения жанрового разнообразия и детализации. "В содержательном плане наиболее востребованными остаются традиционные жанры — приключения, комедии, детективы. Сказки переживают новый всплеск популярности. Хотя так называемый запрос на ностальгию происходит уже нескольких лет", — рассуждает генеральный директор "Рики".

В качестве наиболее перспективного направления развития Немчина назвала гибридную анимацию, объединяющую 2D- и 3D-технологию. "Примером может служить наш проект "Фиксики", отмечающий в этом году 15-летний юбилей. Сериал включает в себя основную сюжетную линию и научные вставки. Этой осенью стартует новый сезон, в котором мы обновили концепт подачи познавательной информации, добавили сюжетность в 2D-часть и увеличили ее продолжительность до 120 секунд", — рассказала она.

Большое значение имеет и интеграция с игровым кино. "Современные технологии позволяют создавать сцены, в которых реальные и анимационные элементы органично сочетаются, — объяснила собеседница агентства. — Наглядный пример — наш первый игровой фильм "Малышарики. День рождения", в котором маленькие герои взаимодействовали с настоящими большими актерами".

Выбор тем для новых проектов

Команда ГК "Рики", по словам Юлии Немчиной, проводит детальное исследование, изучает запрос аудитории и актуальные потребности той целевой группы, на которую планируется проект. Наряду с вечными темами, неизменно привлекающими зрителя, они стремятся адаптировать контент, учитывая полученные в ходе исследования результаты. "Мы стремимся создавать проекты, которые будут не просто интересными, а полезными, способствующими развитию критического мышления, креативности и эмоционального интеллекта, — объяснила Немчина. — Стараемся выбирать темы, которые будут актуальны не только сегодня, но и в будущем. Скажем, проект "Смешарики", которому уже 22 года. Посмотрите первый сезон. Он нисколько не устарел, а даже напротив. Некоторые эпизоды особенно актуальны сегодня".

Внедрение передовых технологий

Новые технологии упрощают создание мультфильмов. Первое и самое очевидное — это сокращение времени производства: инструменты автоматизации, специализированное программное обеспечение для 2D- и 3D-анимации и другие технологические моменты позволяют аниматорам и художникам выполнять задачи быстрее и эффективнее. "Рутинные процессы, которые раньше требовали огромного количества времени, теперь выполняются автоматически или полуавтоматически, освобождая ресурсы для творческой составляющей", — объяснила собеседница агентства.

Она также отметила расширение творческих возможностей. К примеру, на сегодняшний день появилась возможность создавать визуальные эффекты, которые "ранее были немыслимы". "Когда мы выпустили первый фильм про Финника, зритель, увидев, как выглядит на экране шерсть домового, были поражены качеством картинки. Мы получили массу положительных отзывов", — поделилась она.

Специалисты "Рики" постоянно следят за новинками в индустрии и внедряют их в производственные процессы. Команда продолжает активно использовать облачные технологии, что позволяет эффективно сотрудничать с профессионалами из разных точек мира. "Таким образом, новые технологии не только упрощают производство анимации. Они делают его более эффективным и экономически выгодным", — подытожила Юлия Немчина.

Глобальная трансформация

Немчина также не оставила без внимания применение искусственного интеллекта. По ее мнению, в ближайшие годы ИИ станет неотъемлемой частью анимационного производства. В ближайшие несколько лет анимацию ждет глобальная трансформация, и ключевыми факторами станут иммерсивность и интерактивность. "Внедрение искусственного интеллекта кардинально изменит процесс создания анимации, — говорит она. — ИИ будет еще больше использоваться для автоматизации рутинных задач, что позволит аниматорам сосредоточиться на более творческих аспектах. Кроме того, ИИ сократит время и стоимость производства. Помимо этого, важную роль сыграет развитие технологий, позволяющих создавать более реалистичные и сложные сцены с минимальными затратами на декорации и реквизит".

Юлия Немчина обратила внимание на возможности метавселенных и AR/VR, открывающих новые горизонты для интерактивной анимации и вовлечения зрителей в процесс. По ее словам, в ближайшее время появятся эксперименты с сочетанием 2D- и 3D-анимации, что приведет к созданию новых и уникальных визуальных стилей. "Одним из главных трендов станет персонализация контента. Зрители будут ожидать анимацию, адаптированную под их индивидуальные предпочтения и интересы", — поделилась собеседница агентства, отметив, что будущее анимации — в симбиозе технологических инноваций и креативного подхода.

Главный вызов перед индустрией

Российская анимация обладает огромным потенциалом, но для его полной реализации необходимо преодолеть ряд существенных вызовов. Главные из них связаны с финансированием, кадровым дефицитом и необходимостью адаптации к быстро меняющимся технологиям и зрительским предпочтениям, считает Немчина. Безусловно, важной собеседница называет государственную поддержку и выражает благодарность за те инициативы, которые были реализованы. "Но впереди еще много вопросов, которыми занимается в том числе Ассоциация анимационного кино. Речь про налоговые льготы, субсидии на производство, объемы квот от общего государственного финансирования отрасли и т.д.", — поделилась она.

По словам Немчиной, необходимо инвестировать в разработку новых технологий и обучение специалистов, способных создавать контент для этих платформ. Преодоление этих вызовов позволит российской анимации в полной мере раскрыть свой потенциал и занять достойное место на мировой арене. "Это не только вопрос культурного статуса, но и важная составляющая национальной экономики, — отмечает генеральный директор "Рики". — Анимация была и остается мощным инструментом для трансляции культурных ценностей".

Совет молодым аниматорам

В заключение беседы Юлия Немчина дала совет начинающим аниматорам: постоянно учиться новому и не бояться экспериментировать. По ее словам, индустрия очень динамична, технологии развиваются стремительно, и, чтобы оставаться востребованным специалистом, нужно быть в курсе последних тенденций и осваивать новые инструменты.

"Но не менее значимо — сохранять свою собственную уникальность. Технические навыки можно наработать, однако неповторимый стиль, способность рассказывать истории — это дар. Черпайте вдохновение из разнообразных источников, практикуйте разные подходы, не бойтесь совершать ошибки и творить что-то оригинальное, отличное от других", — пожелала Немчина.

Анна Паничева, Анастасия Кирсанова