Танцы с Рахманиновым
Премьера спектакля состоялась в ноябре 2023 года на родной уфимской сцене и была приурочена к 150-летию со дня рождения двух колоссов искусства XX века: Сергея Рахманинова и его друга, партнёра по сцене Фёдора Шаляпина, оперный дебют которого состоялся в Уфе. Этот тандем выдающихся личностей породил оригинальную версию балетного спектакля-биографии с элементами оперы, концертного вечера и камерного музицирования. Творческая команда Ивана Складчикова - хореограф-постановщик Олег Габышев, художник по свету Ирина Вторникова, дирижёр-постановщик, главный дирижёр МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов - особо подчеркнула, что балет-фантазия, не претендуя на объективность, излагает очень личный взгляд создателей спектакля на жизнь композитора. Биографические мотивы обрастают художественно-сценическими метафорами и аллюзиями. А отступления от фактов оправдываются огромной любовью и пиететом к личности Рахманинова всех тех, кто сотворил это действо. В том, что Рахманинова можно и нужно танцевать сочинители балета были уверены с самого начала. Теперь и московские зрители убедились, что рахманиновская музыка очень "танцевабельна". Ведь вот в 160-м по счёту балете Джона Ноймайера "Бетховен-проект" под музыку Людвига танцует сам глухой композитор. И наш красавец Рахманинов в исполнении статного и пластичного Олега Габышева, экс-премьера Театра балета Бориса Эйфмана, убедительно жил, творил, страдал и любил на сцене. Весь спектакль царит музыка Рахманинова. Современники признавали Сергея Васильевича выдающимся пианистом, поэтому рояль стоит на сцене как полноценное действующее лицо. Иван Складчиков, будучи сам пианистом, поделился: " Для всех пианистов рояль - некое живое существо, которое находится где-то между мамой и собакой, наверное, также дорого, как мама и также любимо, как собака. Его нельзя кинуть, нельзя по нему треснуть, это то, что очень интимно. Мы искали музыку, созвучную сюжету, подбирали в зависимости от драматургии. В более интимных моментах - это произведения для фортепиано, камерные сочинения, романсы, в массовых сценах - хоровая, симфоническая музыка, чтобы и сохранить интимность, также и дать некую широту ". Пролог "Рождение" к девяти снам (так в либретто названы эпизоды 3-х актного балета) открылся одним из первых опусов молодого автора, а ныне рахманиновский хит - прелюдией до-диез минор для фортепиано. Соло на рояле - Валентина Галинченко. Аскар Абдразаков (бас), художественный руководитель Башкирского ТОиБ, исполняет роль Шаляпина, с детьми которого Аскару Амировичу довелось быть знакомым. Оперная составляющая украсила постановку, выйдя за рамки чисто балетного жанра, сделало спектакль более объёмным и выразительным. Живое исполнение певцом романсов Рахманинова и сцены из коронной партии Шаляпина в роли Бориса Годунова из оперы Мусоргского внесло уместный контраст в балетные эпизоды. Монолог Бориса в сцене смерти стал в спектакле отсылом к смерти самого Шаляпина. Абдразаков-Годунов-Шаляпин сидел на троне в больничной рубахе и сползающей с плеч царской накидке, когда к нему приехал прощаться друг Сергей. Этапы жизни и творчества Рахманинова составили развёрнутую сюжетную канву балета: сны-воспоминания детства, имения Ивановки, учёбы у Николая Зверева, его влюблённостей, провала Первой симфонии, депрессии, триумфа Второго фортепианного концерта, оперы "Алеко", революции, отъезда из России, американского имения "Сенар", дочерей. Всё это нашло воплощение через классический, народный и современный танец. Габышев смело микстует элементы танцевальной полистилистики. Пластический рисунок сольных и ансамблевых номеров насыщен выразительным психологизмом в манере драмбалета. Сон "Прощание с Родиной" полон трагизма. Лики святых в окладах на висящих иконостасах будто заливает кровь. Интересно решён хореографом массовый танец. Люди маршируют, падают от взрывов, ползуют по земле. Габышев использовал разновекторные движения рук и ног, ломаные линии, угловатые силуэты, повторы танцевальных сегментов с опозданиями у разных участников по принципу канона. Драматизм ситуации передан нервной динамикой хаоса, в котором мечется одинокий Рахманинов. Образ любимой композитором сирени проходит через весь спектакль. В момент лирического па-де-де звучит жемчужина вокального наследия композитора - романс "Сирень" в фортепианной обработке Владимира Ашкенази. Огромные гроздья сирени периодически возникают на заднике сцены в разном освещении. Буйство цветения рифмуется со счастьем, чёрный фон и обугленные ветви возникают в горестных моментах. Пеной цветущей белой сирени окружают Рахманинова 24 танцовщицы во время сна-воспоминания о давней возлюбленной. Кордебалет в балетных пачках окунает нас в классику танца на пуантах. С образом цветка в балете перекликаются две женские партии в исполнении нежных и романтичных балерин: жена Наталья Сатина - Валерия Исаева и дочь врача Лана Даль - Софья Саитова. Вместо эпилога "Акт сирени" - финальный эпизод сопровождает пронзительная музыка второй части Второго концерта. Дымка воспоминаний тает. Великий артист Рахманинов закрывает крышку рояля и делает последний поклон залу. Маэстро Феликс Коробов, не впервые сотрудничающий с Башоперой, дирижёрски собрал воедино необычную партитуру спектакля. Колокольность и протяжная мелодийность рахманиновской музыки, её мягкая задушевность и гармоническая терпкость высветились в гирлянде фрагментов из десятка сочинений. Размах, присущий дирижёру, особо акцентировал масштаб симфонического-хоровых номеров. Театральный хор был задействован в песне "Белелицы, румяницы вы мои" и "Благослови, Господи" из "Всенощной". Коллектив театра под руководством Коробова освоил много нерепертуарной для него музыки: фортепианные концерты, Рапсодию на тему Паганини, Первую симфонию. Погружение в стиль и профессиональный рост делает честь музыкантам. И в целом, такая серьёзная и масштабная работа всего театрального организма в реализации Рахманинов-проекта вывела Башоперу на новый уровень. Гастроли в ГАБТ, при том, что балет-фантазия более стационарный вариант для конкретной сцены - это особые усилия. Всего для показа на Исторической сцене из Уфы приехали 248 участников, были привезены 6 тонн декораций и около 400 костюмов. Костюмы Ивана Складчикова - выразительная составляющая и маркер происходящего в истории страны, моды, театра, смены эпох. Как заметил Иван, каждое платье - это Высокая мода, это платье ручной работы, одетое на конкретного человека, сделанное руками башкирских мастериц в прекрасных пошивочных мастерских Башоперы. Пошив такого спектакля занимает 10-11 месяцев. Спектакль "Рахманинов. Симфония длиною в жизнь" - это забытая традиция больших балетов, а ля Юрий Григорович, вобравшая в себя множество элементов сценического разнообразия. При определённой биографическо-исторической подробности визуальная сторона спектакля не стала тривиальной иллюстрацией событий. Эмоционально-художественный аспект, яркая метафоричность и внятность аллюзий вовлекают в глубины сопереживательных реакций зрителя. Спектакль Башоперы и его создатели стали номинантами театральной премии "Золотая маска" по итогам сезона 2023–2024.