Голуби на вертолетах, «утопленник» и супергонорар: как создавался шедевр «Любовь и голуби»

Популярность фильм заслужил благодаря нетривиальному сюжету, который вкупе с пасторалью карельской глубинки, находил отклик в душе каждого зрителя. Однако сьемки лирической советской комедии превратились в настоящий блокбастер.

Голуби на вертолетах, «утопленник» и супергонорар: как создавался шедевр «Любовь и голуби»
© runews24.ru

Приключения начались практически сразу, как только режиссер будущего шедевра Владимир Меньшов задумал экранизировать пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби», которая гремела на московских подмостках в начале 1980-х годов. По сюжету, все события происходили на берегу Байкала, однако Меньшов так и не смог найти подходящую локацию в Сибири. Съемки могли уже сорваться, как Владимир Валентинович вспомнил о Карелии, где стажировался в молодости.

Съемки проходили в максимально натуральных условиях. В качестве основной локации выбрали дом на улице Нижней. Хозяева - пожилая пара Нила и Елизаветы Санталайнен - любезно согласились приютить съемочную группу, которая немного видоизменила надворные постройки и выстроила голубятню. Дрессированные голуби, кстати, были привезены спецбортом из Москвы, а московские художники воссоздавали «антураж» с помощью белой зубной пасты. Так карельский Медвежьегорск временно приютил чету Кузякиных, роли которых исполнили Александр Михайлов и Нина Дорошина.

Если с ролью Нины Кузякиной режиссеру все было понятно (Нина Дорошина исполняла ее еще в спектакле), то вот на роль главного героя Меньшов пробовал многих знакомых артистов. Первоначально режиссер планировал снять Бориса Сморчкова, который сыграл в фильме «Москва слезам не верит», однако его типаж никак не ложился на роль. Пробовался даже Сергей Юрский, который все-таки сыграл в фильме, но в роли дяди Мити. Доброго и наивного Василия Егоровича Кузякина воплотил Александр Михайлов, который с первой фразы покорил съемочную группу, а Меньшов, вздохнув с облегчением, произнес: «Вот он какой, Вася…».

Настоящие метаморфозы сотворили гримеры Мосфильма, поскольку режиссер утвердил на роль бабы Шуры 40-летнюю актрису Наталью Тенякову, которая в жизни была на 10 лет младше Нины Дорошиной (Нади Кузякиной). Тенякова поначалу отказывалась от этой роли, однако ассистенты режиссера смогли уговорить актрису, пообещав, что та сможет в перерывах между съемками наслаждаться карельской природой и заниматься сбором грибов. К слову, Наталья Тенякова и Сергей Юрский, сыгравший дядю Митю, на самом деле были мужем и женой, что было несомненным преимуществом. На экране эта пара не играла, а жила, чем и заслужила народную любовь зрителя.

Янина Лисовская, которая прежде никогда не была в деревне, получила роль сельской девушки Люды – дочери четы Кузякиных. Для этого молодая актриса неоднократно ездила в деревню, чтобы посмотреть – как же все-таки живет провинциальная молодежь. А для Лады Сизоненко роль девочки Оли стала дебютом на большом экране, за который она получил 1000 рублей – немалые деньги по тем временам.

Конечно, роковую женщину, которая пыталась расстроить семейное счастье работника леспромхоза Василия Кузякина, сыграла Людмила Гурченко. В оригинальном тексе произведения Раиса Захаровна появляется лишь единожды – в сцене, когда разлучница навестила дом Кузякиных и сообщила Наде о романе с ее мужем. Однако Гурченко настолько органично вошла в образ, что Владимир Меньшов решил увеличить количество сцен с ее участием, в том числе на пленке была зафиксирована история курортного романа.

Страсти на съемочной площадке

Звездный состав и оскароносный режиссер отлично ладили во время съемок киноленты. Однако на съемках не обошлось без эксцессов, которые могли обернуться не самыми приятными последствиями. Сцена, в которой Вася Кузякин попадает из дома прямо в море, снималась без какого-либо монтажа.

Сам режиссер считал эту сцену самой сложной в кинокартине:

«Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как выныривает уже без костюма Михайлов, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу. Всё это было снято в одном кадре!»

По задумке режиссера, Михайлов должен был упасть в воду, с помощью водолазов быстро раздеться под водой и на поверхности оказаться уже в плавках. Но как только актер упал в море, он растерялся и стал запутываться в одежде. Лишь при помощи водолазов Михайлову удалось освободиться от галстука, который размок в воде и начал его душить.

Съемки на море проходили в ноябре, когда температура воды не поднималась выше 14 градусов. Для Гурченко, которая терпеть не могла холод, эти сцены превратились в настоящий кошмар. Из-за неполадок с костюмом Александра Михайлова сцену в море снимали трижды, и все три раза Гурченко переносила с твердым спокойствием настоящего мастера своего дела. Видя это, Меньшов в знак признательности к съемочной группе, скомандовав «Снято», сам прыгнул в воду.

Сцена финальная. С вертолетом

Концовку фильма приходилось снимать наспех из-за насыщенных гастрольных графиков артистов. У Меньшова было только 20 минут для одного дубля, чтобы снять сцену, где вся семья Кузякины собралась на крыше голубятни. Нина Дорошина добиралась до съемочной площадки на вертолете из Москвы. Пока актриса летела, ее гримировали прямо в салоне вертолета. И тот же вертолет забирал Александра Михайлова, который через несколько часов должен был выйти на сцену столичного театра.

«Картина производит впечатление какой-то нечистоплотности…»

Именно так худсовет охарактеризовал фильм «Любовь и голуби», как только Меньшов завершил съемки. Чиновникам не понравились сцены из быта простых сограждан – в период «сухого закона» в СССР худсовет решил, что картина пропагандирует чрезмерное употребление алкоголя. Из-за этого были вырезаны некоторые сцены, самой масштабной из которых был сон Василия. По сюжету, Кузякин смотрит на танцующую Раису Захаровну, потягивая коктейль. Он поворачивается направо и видит рядом с собой дядю Митю и тетю Шуру, которые тоже потягивают коктейль. Далее он поворачивается в другую сторону, а там – вся его семья с коктейлями в руках.

Под нож цензуры едва не попала одна из самых ярких сцен фильма. Момент, когда дядя Митя рассказывает про смерть тети Шуры и «инфаркт микарда, вот такой рубец», худсовет посчитал лишним в общем хронометраже фильма. Однако Меньшов при финальном монтаже смог отстоять сцену, которая до сих пор вызывает неподдельный смех у зрителей.

Однако несмотря на все казусы и препятствия картина стала настоящим успехом режиссера. Фильм занял первое место в списке самых кассовых картин 1985 года – его посмотрели более 44,5 миллионов зрителей! И сегодня «Любовь и голуби» является одним из самых популярных советских фильмов, который по праву занимает место в золотом фонде советского кинематографа и в сердцах миллионов зрителей.