Фильмы "Мудрость кита" и "Планета" говорят о гармонии с космосом и природой

Два фильма о полетах - фантастических и реальных - были показаны на 47-м Московском международном кинофестивале. Хотя они отобраны в разные программы и связь между ними неочевидна, мы попробуем ее выявить.

Фильмы "Мудрость кита" и "Планета" говорят о гармонии с космосом и природой
© Российская Газета

Гармония с природой

Турецкая драма "Мудрость кита" режиссера Ондера Шенгюля представлена в основном конкурсе.

Главная героиня, кочевница Гюльсум, живет в небольшой деревне Мугла. Все мужчины отправились работать в шахты. Женщины остались одни в патриархальном мире, где их мужей представляет староста Адем. Гюльсум не может смириться с таким, как ей кажется, ненормальным укладом.

На первый взгляд, жизнь в деревне Мугла кажется обычной и традиционной. Однако стоит присмотреться внимательнее. Староста Адем забрал всех мужчин из семей и отправил их работать в шахты, чтобы добывать "полезную" руду. Женщины остались одни, под его единоличным "правлением", и теперь им приходится выполнять как свои женские обязанности, так и мужскую работу. От мужчин же остались лишь голоса в телефоне и семейные воспоминания. Современные технологии являются в данном случае не символом прогресса, а лишь дополнительным инструментом контроля и давления на женщин. Хотя муж Гюльсум Адам и работает в шахте, он по телефону дает ей наставления о том, как должна вести себя порядочная жена. Также староста заставляет кочевницу наблюдаться в поликлинике не ради здоровья ее будущего ребенка, а лишь для того, чтобы его указания выполнялись. Ему важно, чтобы все соблюдали порядок и делали то, что положено.

У Гюльсум же совершенно другие ценности в жизни, и они как раз традиционны. Она убеждена, что мужчина не должен оставлять семью и уходить на работу "под землю". На самой земле так много прекрасных вещей: работа, семья, воспитание детей - все это составляющие истинной гармонии с природой.

Гюльсум чувствует себя неотъемлемой частью мира удивительной природы и старается научить свою старшую дочь понимать и ценить его. Она рассказывает ей сказку о ките - мудрейшем существе, живущем в воде. Вода же знает все обо всем, потому что проникает в самые глубины мира. А еще кит умеет летать и видит весь мир.

Мужские фигуры в деревне условно считают "божествами": наряду с Аллахом, старосту и мужа Гюльсум. Однако для самой кочевницы превыше всего богиня-мать в образе старого дерева.

Мир сломанного патриархата и отрыв от природы Гюльсум воспринимает как утрату корней и потерю идентичности. Древнегреческий философ Гераклит считал, что человек должен жить в гармонии с природой. Он представлял ее как вечно живой огонь, который не был создан, а существовал всегда. И люди не должны тушить этот огонь, он должен гореть в сердце каждого.

Гюльсум находится на последнем месяце беременности, и ей предстоит непростой выбор: примириться со старостой и вернуться в общество, где ей помогут, или остаться верной себе и родить самостоятельно. Этот выбор становится еще более сложным, когда в процессе тяжелых родов на руках у Гюльсум умирает ее любимая коза...

Таинственная Венера против сахарной свеклы

Фильм "Планета" - полнометражный дебют Михаила Архипова - также представлен в конкурсной программе фестиваля "Русские премьеры".

Картина рассказывает о режиссере Николае Беренцеве (Сергей Гилев), который снимает научно-фантастическую картину о полете советских космонавтов на Венеру. Прототип Николая Беренцева - забытый сегодня советский режиссер Павел Клушанцев. Он изобрел множество простых и не требующих материальных вложений спецэффектов, но признание получил, к сожалению, в основном за рубежом. Джордж Лукас, когда посещал СССР, просил организовать ему встречу с "товарищем Клушанцевым", "крестным отцом "Звездных войн". Стэнли Кубрик говорил, что без Клушанцева не было бы "Космической одиссеи". "Планета бурь" - единственный научно-фантастический фильм Павла Клушанцева, вышедший в 1962 году.

Беренцев по сюжету фильма "Планета" не только режиссер, но и сценарист, декоратор и художник по спецэффектам. Он работает в институте, который занимается созданием документальных фильмов. На первый взгляд, обстановка там напоминает типичное советское научно-исследовательское учреждение. Начальство дает художнику советы по созданию фильмов и лучше знает, что нужно "простым людям". Например, снять фильм о гидравлике или производстве сахарной свеклы, ведь "сахар то все в чай кладут". Любой труд, включая творчество, становится частью планового производства.

Но так ли просты эти советские люди? Они тоже мечтают о полетах, даже в космос! Сотрудники института - настоящие энтузиасты, которые делают фантастику реальностью, черпая вдохновение в бытовых реалиях советской жизни и пользуясь новейшими научными достижениями.

Беренцев же отличается не только от приверженцев планового производства в лице директора студии, но и от своих творческих коллег. Он любит размышлять о смысле жизни и своем месте в ней. У Беренцева есть теория о "радиусе доброты", который, по его мнению, у каждого человека свой. Например, у воров и влюбленных, которые заботятся только о себе, радиус доброты составляет всего один метр. А у людей, которые трудятся ради абстрактного будущего человечества, которое они даже не увидят, этот радиус становится бесконечно большим.

Эта идея перекликается с мыслями Достоевского, которые он выразил в "Братьях Карамазовых": "Люблю человечество, но удивляюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц". Однако Беренцев не перестает любить людей, а просто перестает замечать их ради высокой, как ему кажется, цели.

В своих мечтах режиссер постоянно оказывается в своем будущем фильме - на Венере: он видит себя астронавтом, который делает первые шаги по грунту опасной планеты, проводит важные для человечества эксперименты. На Земле он случайно встречает лаборантку в НИИ, которая соответствует его представлениям о вечной женственности и внутренней сути загадочной Венеры. Он должен заполучить ее в качестве актрисы в свой фильм любой ценой и совсем не важно, что подумает жена (Дарья Мельникова). Она - "ближний", а он творит для будущего. Вот только Беренцев не понимает, что не возлюбив этого "ближнего", нельзя возлюбить дальнего, то есть потомков. Нельзя сделать шаг к этим будущим поколениям, переступив через семью и коллег.

Фантазии героя прогнозируют реальность, в которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Это событие меняет и кинопроизводство, ставя перед ним новые, более актуальные задачи.

Фантастика становится частью нашей жизни, побуждая героя обратить внимание на земные реалии. Он начинает ценить не только мечты о далеких мирах, но и близкое и важное: отношения с женой, исследование ближнего космоса и даже такую простую вещь, как сахарная свекла.

Фильмы "Мудрость кита" и "Планета" разным языком и на разных примерах говорят о том, что нужно выходить за пределы своих даже самых смелых мечтаний, но всегда оставаться в гармонии с космосом, природой. Главное - не предавать себя и всегда слушать свое сердце - оно точно знает, как лучше. Эрих Фромм в книге "Искусство любить" писал, что однажды отвернувшись от природы, человек к ней уже не вернется. Ведь предательство своей природы - это и есть предательство своего естества.