"Наступит лето": между атмосферой и монотонностью

Оператором выступил Дмитрий Зорин, музыкальное сопровождение создала Екатерина Владимирская. Центральные роли исполнили актёры: Микита Воронов (Никита), Марк Эйдельштейн (Дэн), Тина Стойилкович (Саша), Ксения Гусева (Лика) и Кирилл Кяро (Следователь). Несмотря на фестивальный успех, "Наступит лето" вызывает ряд серьёзных вопросов, связанных в первую очередь с драматургической основой картины. Повествование выглядит хаотичным и фрагментарным, сцены кажутся отдельными эпизодами, лишёнными необходимой логической последовательности и причинно-следственных связей. Они не столько развивают сюжет, сколько фиксируют внутренние состояния героев, перетекая друг в друга без очевидной цели. Подобный подход мог бы быть сильной стороной художественного эксперимента, однако здесь он скорее свидетельствует о неопытности режиссёра в работе с полнометражной формой, создавая ощущение монотонности и избыточности повествования. Что касается актёрской работы, здесь картина демонстрирует явную неоднородность. Наиболее убедительно выглядит образ Никиты в исполнении Микиты Воронова, который умело передаёт эмоциональное напряжение своего героя с помощью невербальных средств — взгляда, жестов и пластики. Такой минималистичный подход особенно выигрывает на фоне заметно слабых диалогов, ставших одной из главных драматургических проблем фильма. Однако стоит заметить, что даже этот удачный приём начинает терять свою выразительность к середине фильма из-за чрезмерного повторения и отсутствия новых художественных решений. Гораздо более противоречиво выглядит исполнение роли Дэна Марком Эйдельштейном. Заявленный режиссёром образ жестокого и расчётливого персонажа не совсем соответствует актёрской природе Эйдельштейна, более склонной к лирическим и мягким ролям. В результате сцена угрозы в начале фильма оказывается неубедительной и несколько комичной, теряя драматическую силу и напряжение. Попытка смягчить эту неловкость за счёт юмора не спасает ситуацию, лишь подчёркивая её изначальную слабость. Микита Воронов в фильме Женские персонажи фильма также вызывают критику. Саша (Тина Стойилкович) и Лика (Ксения Гусева) практически не раскрыты в качестве полноценных героев. Их образы вписываются в шаблон Manic Pixie Dream Girl, что заметно обедняет драматическое наполнение картины и делает её персонажей одномерными. В современном кинематографе подобный подход выглядит устаревшим и нуждается в существенном переосмыслении. Ещё одна особенность картины, которая заметно бросается в глаза, — чрезмерное и неоправданно частое использование сцен курения. Кажется, режиссёр сознательно стремится заполнить любую возникающую в повествовании паузу демонстрацией того, как персонажи выпускают клубы сигаретного дыма. Если поначалу подобное решение выглядит органичным и стилистически оправданным, то по мере развития сюжета становится очевидным, что этот приём чрезмерно навязчив. Он теряет свою атмосферность и начинает раздражать зрителя, провоцируя ощущение монотонности и неоправданной затянутости повествования. Однако, при всех обозначенных проблемах, в фильме есть и весьма удачные режиссёрские находки. Особенно интересным выглядит решение с использованием современных предметов и артефактов эпохи, которые режиссёр намеренно помещает в чёрно-белый визуальный ряд картины. Именно благодаря этому контрасту достигается особый эффект: сначала зритель воспринимает происходящее как нечто принадлежащее прошлому, но появление таких предметов, как электронная сигарета в руках следователя (Кирилл Кяро), моментально переводит восприятие в плоскость современности и актуальности. Это создаёт интересный временной диссонанс, демонстрируя, что происходящие на экране события — не далёкое прошлое, а непосредственная и вполне осязаемая современность, со всеми её внутренними конфликтами и проблемами. Нельзя не упомянуть и визуальные достоинства фильма. Работа оператора Дмитрия Зорина — одна из наиболее сильных сторон картины. Грамотно выстроенные композиции, выразительная игра света и тени, а также удачно подобранная чёрно-белая палитра создают глубокую нуарную атмосферу, ставшую настоящим украшением фильма. Музыкальное сопровождение Екатерины Владимирской также гармонично вписывается в визуальную стилистику, дополняя её эмоционально насыщенными звуковыми решениями. "Наступит лето" Кирилла Султанова представляет собой фильм с ощутимым потенциалом, который, однако, не был до конца раскрыт. При очевидных визуальных достоинствах картина страдает от проблем с драматургией, однообразных режиссёрских решений, слабой проработки персонажей и чрезмерного акцента на второстепенных деталях. Фильм мог бы существенно выиграть от сокращения хронометража, что позволило бы избежать монотонности и наполнить повествование осмысленными сюжетными поворотами. В своём нынешнем виде он воспринимается скорее как интересный эксперимент и попытка молодого режиссёра найти собственный кинематографический язык, нежели завершённое художественное произведение.

"Наступит лето": между атмосферой и монотонностью
© Ревизор.ru