Громкой премьерой на ММКФ стал фильм Твердовского о журналистах в Донбассе
О журналистах на войне снято много фильмов, но "Реверс" Ивана И. Твердовского, вошедший в конкурс документального кино ММКФ, не похож ни на один из них. Герои фильма - иностранные журналисты, не просто рискнувшие приехать в Донбасс, но и оставшиеся здесь жить. Одни вынужденно - потому что в родных странах их начали преследовать. Другие - потому что именно здесь вдруг почувствовали себя по-настоящему своими. Англичанин Грэм, итальянец Витторио, француженка Кристель, американец Дэниэл... Все совершенно разные: режиссеру удается создать портреты тех, кто в наши времена выбирает правду. Какова сегодня цена этой правды?
Иван, спасибо за честное кино, честный взгляд на нашу профессию... Но почему именно журналисты оказались интересны вам как художнику?
Иван И. Твердовский: Мне кажется, в том огромном потоке информации, что мы сегодня получаем, - я не только про СВО, я про все события, происходящие на планете, - профессия и личность журналиста ушла на второй план, а мне хотелось подчеркнуть все риски и опасности, с которыми сталкиваются представители этой профессии.
С другой стороны - "Реверс" позволил мне понять, что журналист сам может быть героем. Герои нашего фильма приехали в Донбасс гостями - рассказывать и передавать материалы своим западным издателям. И, представьте, в один день тебе говорят, что тот ракурс, с которым ты смотришь на происходящее, не устраивает твою редакцию. Герои нашего фильма выбирают - доносить до своей аудитории то, что действительно происходит, как они видят происходящее своими глазами. Тогда другие говорят: "Да вас купили русские, вы все врете".
Я не знаю, что будет через 10-15 лет, но хотел в фильме зафиксировать и себя, и людей, которых вижу вокруг и чьи истории слышу именно сейчас
Редактор, с которым вы еще недавно пили пиво в пабе, называет тебя личным врагом, правительство твоей страны делает все, чтобы ты больше не вернулся к профессии и к своей семье. И вот ты остаешься совсем один в незнакомой стране, посреди войны, без средств к существованию, ты даже языка не знаешь, на котором все вокруг говорят...
Кстати, о языке. Мы полагали, что наши герои будут говорить на своих родных языках, а мы будет дублировать титрами. Но оказалось, за те годы, что они живут в Донбассе, они довольно хорошо выучили русский. И даже в общении друг с другом они больше не используют английский. В итоге у нас говорят на русском, а мы дублируем их на английский.
В вашем фильме более десяти историй - но хотя бы одного героя давайте дадим "крупным планом"...
Иван И. Твердовский: Американец Дэниэл Мартиндейл. У этого человека была очень интересная и насыщенная жизнь, он получил хорошее образование, бывал во многих странах. А потом почувствовал, что им в Америке не все о Донбассе договаривают, решил все увидеть своими глазами и приехал в самое горячее место в Донбассе. Дальше - самое невероятное. Он селится в одном из тех мест, которые контролируют ВСУ, и начинает помогать Вооруженным силам России. Уводя мирных жителей от обстрелов. Он же все это время подвергал себя смертельной опасности, понимая, что, скорее всего, не выживет. Но он был уверен в своей правоте, в своей позиции и смерти совершенно не боялся.
Дэниэл по образованию не журналист, после того как он оказался в Донецке, начал писать о событиях, свидетелем которых стал, в разные издания. В том числе в российский медиапроект "Реверс", который и дал название нашему фильму.
Вы снимали в Донбассе осенью 2024 года. Как мне рассказала продюсер фильма Екатерина Ванеева, командировок было несколько. Что вы успели понять за это время об этом регионе?
Иван И. Твердовский: Мне очень интересно многообразие Донбасса. Богатый недрами регион привлекал людей со всего мира - местные заводы и фабрики строили в том числе иностранные архитекторы, инженеры, проектировщики. Многие здесь оставались жить, становились частью местной истории. Все то же самое происходило в советское время. Сюда приезжали с разных концов страны, перемалывались на этой территории и превращались в новых людей, у которых, в принципе, была только одна национальность - советские граждане. Эта мультикультурность и способность земли из чужаков делать своих во многом помогли героям нашего фильма быстро адаптироваться. Француженка Кристель и вовсе поселилась в селе под Макеевкой, завела там коз, занялась домашним хозяйством - и ничем уже от местных не отличается.
При этом язык здесь всегда был один - русский. И культура - русская. Если любого из нас поставить в центре, например, Донецка и попросить только лишь по звуку, с завязанными глазами, уловить хоть что-то, что отличалось бы от жизни в любом из российских городов, то никакой разницы мы не почувствуем. Жаль, что многие из нас, и я в том числе, в свое время мало обращали внимания на тот ужас, который обрушился на Донбасс после 2014 года...

Судя по грохоту и хлопкам, которые слышны в вашем фильме, многое вы теперь уже успели прочувствовать... Не страшно было там?
Иван И. Твердовский: Мы слышали прилеты, работу артиллерии, ПВО, но никакого страха не было. Больше за нас боялись почему-то здесь, в Москве. Надо сказать, что отношение людей к происходящему в Донбассе сильно изменилось, тема СВО стала близкой практически для всех без исключения.
Но были и те, кто, скажем так, не прощает вам вашу позицию... Вас это не удивляет?
Иван И. Твердовский: Был случай, когда представительницы одного рекламного агентства, работающего исключительно с госкомпаниями и с госконтрактами, написали мне: раз ты был в Мариуполе, то мы больше с тобой работать не будем. Кто-то из уехавших за рубеж коллег высказывался резко, продолжая втайне, под псевдонимом, работать для российского рынка. Я никого не осуждаю. В какой-то момент понял, что часть наших людей, в том числе моих друзей и коллег, застряла в феврале 2022 года. У тех, кто уехал из страны, по-прежнему на календаре 24 февраля. Для многих из тех, кто остался, СВО будто бы и не начиналась. Они живут так, будто события на фронте их не касаются. Но...
Но в какой-то момент события спецоперации начали отражаться на каждом из нас. Ты живешь в своей стране, ты делаешь свое дело, при этом у тебя погибает сосед, погибает одноклассник, есть без вести пропавший родственник, кто-то вернулся в отпуск, выполнив контракт, и собирается пойти снова.
Это близкие тебе люди, которые рассказывают тебе истории, говорят о людях, которых они встречали, о героических событиях, которые невозможно было представить себе раньше. И как минимум ты начинаешь думать об этом. И дальше возникает вопрос: может ли художник-маринист писать акварелью совершенно невероятные пейзажи, не видя моря? Конечно, нет. Можешь ли ты в момент, когда идут боевые действия, придумывать какие-то истории, которые не имеют отношения к происходящему в твоей стране?
Я не знаю, что будет через 10-15 лет, но хотел в фильме зафиксировать и себя, и людей, которых вижу вокруг и чьи истории слышу именно сейчас. Для меня это был тяжелый путь, потому что когда-то после документалистики я полюбил игровое кино, где ты не работаешь с реальностью, а уходишь от нее.
В фильме есть и интервью с бывшим украинским репортером, который взял в руки оружие и пошел воевать против Российской армии. Был ранен, брошен своими умирать и попал в плен. И вот он сидит и старается представить себя борцом за некую свободу, суть которой сформулировать не может. Зачем вам понадобился этот отвратительный "герой"?
Иван И. Твердовский: Для меня самого это самый загадочный персонаж. По счастливой случайности получилось снять то, что вошло в фильм. Мы следовали за журналисткой Ларисой Ржондовской, которая брала у него интервью. Мне было важно понять, как содержатся военнопленные в целом и как он будет отвечать на ее вопросы. Этот разговор в монтаже показался крайне важным. Они говорили доверительно и честно. Как будто рядом не было камер и свидетелей. Знаю, что меня будут осуждать за эту съемку, но мы попытались показать обратную сторону, определенный "реверс". Может быть, самый крупный для нашей картины. Передать позицию врага в том числе.
Мне показалось, что в "Реверсе" ваш киноязык максимально упрощен. Это сознательно?
Иван И. Твердовский: Да, чтобы не усложнять там, где и так очень сложно. К тому же мне кажется, что все мы устали от излишне пафосного и громкого языка, которым нам сегодня говорят о спецоперации. В нем будто не хватает тех достоверных эмоций, которыми на самом деле живут люди в прифронтовых городах и на линии боевого соприкосновения... Я решил для себя, что я буду занимать внятную и спокойную позицию наблюдателя и не буду залезать не на свою территорию. Я режиссер, и я делаю кино.

Что касается упрощения. Звукорежиссер Рустам Медов посмотрел на термин "реверс" буквально и перевернул аудио со звуками прилетов, то есть использовал реверс звуковой. Когда я это впервые слушал, я понимал, что это ну очень примитивно. Но так точно передавало мои ощущения от отснятого материала! Именно в этой конструкции возникает подлинный киноязык, которым ты способен как автор разговаривать со зрителем.
На ММКФ снова было немало разговоров о том, что за три года спецоперации качественных фильмов о ней раз-два и обчелся. У вас есть объяснение - почему так?
Иван И. Твердовский: Это одно из свойств нашей культуры - об исторических событиях мы начинаем говорить спустя годы, когда уже все отболело, все прошло, все раны зажили... Мне кажется, если вспомнить, лучшие фильмы о Великой Отечественной вышли через 10 лет и позже: "Баллада о солдате", "Летят журавли"... Мне бы не хотелось говорить, что это наша такая особенность - медленно подступаться к историческим событиям. Мне хочется скорее сказать о том, что да, нам нужно чуть-чуть больше времени. И сейчас картины, которые производятся, - это всего лишь первые попытки. Пройдет время, и мы увидим достойные фильмы, которые точно и с определенной художественной дистанцией будут говорить о происходящем.
Это касается и кино документального? Оно же, если верить некоторым экспертам, переживает сейчас свое возрождение...
Иван И. Твердовский: Не могу согласиться.. Да, у зрителя появилось больше возможностей смотреть документальное кино - оно есть на всех платформах и стримингах. Но тех, кто готов и может снимать документальное кино, не стало за последние годы больше. И студенты в эту сферу не особо идут. Знаю, что многие коллеги со мной не согласятся, но я руковожу профилем "Экранные искусства" в Школе дизайна Высшей школы экономики и знаю, о чем говорю. Жаль, когда люди искусства закрываются от своего времени, вместо того чтобы пытаться его осмыслить.
Визитная карточка
Иван И. Твердовский - родился в 1988 году в Москве в семье режиссера-документалиста Ивана Твердовского. В 2011 году окончил экспериментальную режиссерскую мастерскую Алексея Учителя во ВГИКе. Свой путь в режиссуре начал с документального кино - "Словно жду автобуса" (2009), "Пианизм" (2012)… Полнометражный дебют - фильм "Класс коррекции" (2014), затем последовала "Зоология" (2016), подтвердившая за Иваном статус одного из ярких режиссеров поколения. Увенчан лаврами российских и международных киносмотров. Также в разные годы был лауреатом и членом жюри кинофестиваля "Российской газеты" "Дубль Дв@".