Звезда Голливуда: продолжение рассказа о выдающемся деятеле кино с самарскими корнями
Фабрика грез В 1931 году Григорий Ратов пробился в Голливуд благодаря знакомству с Дэррилом Фрэнсисом Зануком, основавшим в партнерстве с Джозефом Шенком киностудию 20th Century Pictures, которая через два года объединилась с Fox Film Corporation. В результате появилась известная корпорация 20th Century Fox. В новой компании Шенк занял пост президента. Ратов установил с ним дружеские и деловые отношения, что во многом определило дальнейшую карьеру в Голливуде героя нашего рассказа. Джозеф Шенк, урожденный Иосиф Михайлович Шейнкер из Рыбинска, оказался практически земляком Ратова - оба были выходцами из волжских городов, что значительно способствовало их крепкой дружбе. В 1932-м Ратов снялся в своем первом полнометражном фильме в Голливуде - "Симфонии шести миллионов" (12+) Грегори Ла Кавы - и быстро стал востребованным характерным актером. Его более поздние работы в кино включали "Сколько стоит Голливуд?" Джорджа Кьюкора (1932, 12+), "Под двумя флагами" Фрэнка Ллойда (1936, 12+) и "Дорогу к славе" Говарда Хоукса (1936, 12+). Из-за крупного телосложения и плохого английского его часто приглашали на роли иностранных злодеев. В 1936-м Ратов снялся в шести фильмах. В том же году состоялся его режиссерский дебют (вместе с Отто Броуэром) в фильме "Грехи человека" (16+), снятом для 20th Century Fox. В 1937 году вышел фильм "Шпион с моноклем" (16+) -триллер, который стал первой сольной режиссерской работой Григория Ратова. Всего его фильмография насчитывает более 50 работ в качестве актера, сценариста и режиссера. Ратов проявил себя не только как талантливый режиссер и актер, но и как умелый организатор, обладавший исключительной способностью объединять вокруг себя людей. В эмигрантской среде он стал настоящим центром притяжения - открыл дорогу в Голливуд целой плеяде русских актеров. Русская ветвь Среди тех, кому он помог, был Леонид Кинский - актер, сыгравший сотни характерных ролей в американских фильмах. Другой яркий представитель этой волны - Аким Тамиров, мастер эпизода, прославившийся на весь Голливуд благодаря своему яркому темпераменту и харизме. Его популярность была так велика, что в конце 1990-х, когда российский телеканал СТС показывал мультсериал "Приключения Рокки и Бульвинкля" (12+), многие с удивлением узнали, что один из главных героев (советский шпион Борис Баденов) стал карикатурным оммажем Акиму Тамирову. Но, пожалуй, самым значительным примером влияния Ратова стала его поддержка Михаила Чехова - создателя собственной актерской системы, блестящего педагога и режиссера. По просьбе Сергея Рахманинова Ратов устроил Чехову контракт в Голливуде. "Контракт с Metro-Goldwyn-Mayer подписан на картину Григория Васильевича, - писал Чехов Рахманинову в 1942 году. - Спасибо Вам от всего сердца, от всей души! Я знаю, что Григорий Васильевич заботливо отнесется ко мне во время съемки. Надеюсь и постараюсь оправдать Ваше и его доверие. Спасибо Вам еще раз. Искренне Ваш, М. Чехов". В дальнейшем Михаил Чехов стал одним из самых уважаемых преподавателей актерского мастерства в США. Его учениками были будущие легенды: Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие. Григорий Ратов, сам того не зная, стал невидимым архитектором русской ветви в Голливуде - мостом между утраченной родиной и новой сценой, где русские актеры вновь смогли реализовать свой талант. Песнь о России Во время Второй мировой войны Григорий Ратов снял один из самых известных пропагандистских фильмов - "Песнь о России" (1944, 12+). Эта картина стала своеобразной одой советскому народу, его стойкости в борьбе с фашизмом. Ратов собрал в проекте почти всех знакомых русских актеров, проживавших в то время в Голливуде. Для многих из них участие в фильме стало актом патриотизма и напоминанием о родине, оставшейся за океаном. Однако спустя несколько лет, в начале "холодной войны", все изменилось. В 1950-е годы, на фоне нарастающей антисоветской истерии, фильм был признан в США образцом просоветской пропаганды. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC) включила "Песнь о России" в число трех наиболее ярких примеров прокоммунистических настроений в Голливуде. Фильм, изначально снятый как союзнический жест в период, когда СССР и США были военными партнерами, оказался символом политической двойственности эпохи. Ратов не смог завершить работу над этим фильмом из-за нервного срыва (картину доснял Ласло Бенедек). Когда съемки уже подходили к концу, пришло известие о гибели на фронте его младшего брата Петра. В 1944 году в журнале "Билборд" опубликовали небольшую заметку в рубрике "Последний занавес": "РАТОФФ - Питер, брат кинорежиссера Григория Ратова, погиб в бою в Италии. Он был уроженцем России. На момент смерти служил в разведке (благодаря знанию французского языка). Имел звание технического сержанта армии США. До службы Ратофф работал в звуковом отделе студии 20th Century Fox". К концу 1930-х годов, когда политическая обстановка в Европе становилась все более тревожной, мать Григория Ратова Ита Сура Ратнер и его брат Петр решили покинуть Париж и переехать в США. В Америке Сура взяла фамилию сына и прошла натурализацию под именем София Ратофф, а Петр, родившийся в Самаре в 1910 году, стал Питером и тоже взял фамилию брата. Джейн Бонд: неснятый фильм Бывший сотрудник британской военно-морской разведки, журналист и писатель Ян Флеминг придумал Джеймса Бонда в начале 1950-х под впечатлением от шпионского скандала с "кембриджской пятеркой". Двух разоблаченных представителей этой группы Маклейна и Бёрджесса нелегально переправили в СССР. В целях безопасности их поселили в закрытом для посещения иностранцев городе Куйбышеве под именами Марка Петровича Фрезера и Джима Андреевича Элиота. По невероятному стечению обстоятельств первым, кто приобрел права на экранизацию романа "Казино "Рояль" (12+), был уроженец Самары Григорий Ратов. Произошло это в 1954 году. В то время в США книги Флеминга продавались очень плохо. Американцы, собственно, не знали о Бонде, пока в 1961 году президент Джон Кеннеди не назвал "Из России с любовью" (12+) в числе 10 своих любимых книг. Ратов не ограничился лишь покупкой прав и всерьез взялся за подготовку к съемкам. Сценарий он поручил написать Лоренцо Семплу-младшему, автору будущих хитов "Бэтмен" (12+), "Кинг Конг" (12+), "Три дня Кондора" (16+) и других легендарных лент. Но самым смелым шагом стало решение радикально переосмыслить образ агента 007. Вместо привычного Джеймса Бонда Ратов хотел представить миру Джейн Бонд. В главной роли он видел не кого-нибудь, а Сьюзен Хэйворд - звезду Голливуда, сочетавшую силу, изящество и драматический талант. Проект обещал стать настоящей сенсацией, опередившей свое время. Однако планам не суждено было осуществиться. Болезнь, а затем смерть Ратова поставили точку в этом амбициозном начинании. Мир так и не увидел агента 007 в юбке, но история сохранила этот удивительный замысел как еще одно доказательство того, насколько дерзким и новаторским был творческий ум Григория Ратова, сына красильщика из Самары, ставшего звездой Голливуда.