Николай Цихелашвили: "Для нас Герои – Святые или люди, несущие в своём сердце неподдельную веру в Бога и Отечество".
Неспроста мы пришли в Лаврушинский переулок, потому что здесь когда-то располагался офис моего замечательного старшего товарища Абакумова Сергея Александровича, руководителя общественного холдинга организаций национальный фонд "Общественное признание", "Национальный Граждвнский комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами" и независимой организации "В поддержку Гражданского Общества", одного из создателей Общественной палаты при Президенте РФ. Сергей Александрович вёл чрезвычайно широкую общественную деятельность. Работа с ним сильно повлияла на масштаб и охват общественной деятельности моей будущей организации. Это было интересным временем становления музыкального духовно-патриотического проекта "Нашим Героям". В 2005 году мне посчастливилось попасть на должность советника по культуре Международного общественного Фонда "Правопорядок-Центр". У меня был руководитель, наставник, интереснейший человек, неординарная личность – Геннадий Гауэр. Будучи поволжским немцем, позиционировал себя русским офицером, горел любовью к России-Родине, к сохранению традиций, культуры. Человек был неравнодушный, который умел быть меценатом. Он помогал военнослужащим, семьям и детям погибших сотрудников. Как у советника по культуре у меня была задача создать музыкальный проект, который бы мы вместе с руководством организации могли представить военнослужащим в горячих точках, совершая в то время поездки на Северный Кавказ. Творческая задача была очень интересной. Военная тема мне близка. Я из многонациональной семьи военнослужащих, отец военный, оба деда прошли всю войну, братья моих обеих бабушек погибли, один – русский на балтийском флоте в 1942-м, другой – грузин, совсем молодой, в Сталинградской битве. Отец моей мамы, осетин – Алборов Владимир Ермолаевич, прошёл с 2-м Белорусским фронтом под командованием Рокоссовского с 1941-го и вернулся домой в 1947-м, дедушка – Цихелашвили Константин Арсеньевич, уничтожал фашистских диверсантов на советско-турецкой границе в составе войск НКВД. Радда Эрденко, моя супруга, была вовлечена в проект с самого начала и внесла туда немалую лепту. Она из потомственной семьи музыкантов. Отец – Николай Эрденко, выдающийся талант, певец, скрипач, 15 лет являлся музыкальным руководителем театра "Ромэн". Мы решили начать с записи альбома. Для композиций были выбраны не локальные темы, а сюжеты более общечеловеческого содержания. Геннадий Альфанович был идейным вдохновителем наших поисков. Так как Фонд занимался опекой семей погибших военнослужащих, то песня о матерях и жёнах не вернувшихся солдат, о боли, которую испытывают женщины, потерявшие своих близких, несущие свой крест, родилась первой. Песня получилась, правда, на разрыв души и сердца. И тогда же родилось название проекта "Нашим Героям" из рассуждений, что наши герои – это же матери и жёны, потому что на их плечах и служба воинов, и тыл. Изначально под Героями подразумевались именно женщины. На фото: певица Валерия Лесовская, Гия Гагуа, Николай Цихелашвили. Постепенно Героями нашего проекта, наших композиций стали Александр Пересвет, Сергий Радонежский, полководцы и люди, готовые пожертвовать собой ради другого человека, ведь героем можно стать в одночасье, как Минин и Пожарский, которые за Отчизну своей верой, стремлением сохранить Россию вдохновили народ и организовали отпор врагам. Это основная концепция проекта "Нашим Героям". Для нас Герои – Святые или люди, несущие в своём сердце неподдельную веру в Бога и Отечество. Мы не можем оторвать себя от своих корней, тогда это будет пустое. Мы православные, мы все взаимосвязаны, являемся звеньями цепи поколений, которые передали нам нашу веру, культуру, историю, традиции – так мы это понимаем. В одной из поездок мы познакомились с Пашей Абакумовым, исполнительным директором "Национального фонда общественного признания – независимой организации в поддержку гражданского общества и национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами". Мы подружились и поняли, что у нас очень много общего. Его отец Сергей Александрович был выпускником МГИМО и секретарём комсомольской организации. Его лично Андропов тогда поставил. В международном формате у него были большие интересные проекты – всё, что связано с прославлением России, с продвижением нашей культуры, традиций, науки и т. д. Попав в такой масштаб, мы пришли к Сергею Александровичу, и он сказал: надо делать из этого не просто духовно-патриотический альбом, а всероссийский духовно-патриотический проект, давайте думать, чтобы привлечь к этому большое количество народу, музыкантов, ваших коллег и т.д. и т.п. И у меня начался мозговой штурм. По 6 часов в день мы обсуждали это с Пашей, иногда просто встречались, испытывая большую симпатию друг к другу. И понимали какую-то важность того момента, того делания, которое было искренне, от души, так совпало. Реализация проекта стала общеизвестной, когда в 2014-м мы запустили Первый Всероссийский интернет-конкурс, посвящённый 70-летию Великой победы. Подписи под решением о проведении конкурса нам поставили такие люди, как 1-й вице-спикер Госдумы Владимир Абдуалиевич Васильев, Любовь Константиновна Слиска, ряд серьёзных политических фигур. Этому предшествовала большая переписка, наши встречи, мероприятия, поездки, распространение большого количества дисков, альбомов именно в целевой аудитории. Прошёл гала-концерт в киноконцертном зале "Эльдар", когда ещё Рязанов был жив. Он, Людмила Гурченко, Александр Ширвиндт, актёры такого огромного масштаба всегда нас очень поддерживали, им нравились наши песни. Они были членами попечительского совета организации, эти встречи, общения тоже оказывали очень сильное влияние на развитие проекта. В тот момент мы с Пашей, Раддой почувствовали, что наш проект приобретает масштаб и разработали уникальную платформу. У нас были очень активные поездки до 2014-го года, и работа была проделана большая, не только песни, а общение с людьми, встречи с главами государств, обсуждение ряда интересных вопросов. К сожалению, Паши не стало. Потом, в принципе, ситуация на Северном Кавказе уже стабилизировалась. На фото: Министр культуры Ольга Любимова и Николай Цихелашвили. Когда ты не просто работаешь в команде, а живёшь и находишься бок о бок с таким локомотивом, то тебе в чём-то легко, в чём-то сложно. В спорах приходилось доказывать свою точку зрения, правоту, а Сергей Александрович говорил мне: нет, пока рано, надо по-другому. Это всегда так, когда ты общаешься с выдающимися людьми, которые знают политическую повестку, в какую сторону двигаться и как правильно. Сейчас понимаю, что это огромный опыт и огромная благодарность Всевышнему, что у меня это было. Когда этот локомотив движется и ты с ним, то тебе легко преодолевать препятствия, получать гранты, финансирование и другое. У тебя, как у творческого человека, есть постоянно подпитка. А когда локомотив останавливается, и ты остаёшься на рельсах один, тебе приходится локомотив взвалить на себя и тащить самому. То есть либо ты продолжаешь эту дорогу, либо останавливаешься и никуда не идёшь, консервируешь то, что у тебя есть, и всё. Что же сделали вы? Я решил создать организацию, которая будет правопреемницей, продолжательницей тех традиций и тех проектов, которые лежали в основе организаций, возглавляемых Сергеем Александровичем, всех начинаний с Геннадием Альфановичем. Я понял, что если не создам, не буду это двигать, то предам всех. Я оповестил попечительский совет, моих коллег, близких друзей, кто со мной рядом по жизни, кто разделяет мою гражданскую позицию и направления общественной деятельности. Создали совет организации, провели учредительное собрание на площадке Дома общественных организаций в Москве в 2020 году, и появился Национальный благотворительный центр "Нашим Героям". Основные задачи организации стали более социо-культурными, духовно-просветительскими. На фото: Франсуа Модеме, Валерия Лесовская, Гия Гагуа, Николай Цихелашвили. После начала в 2022 году СВО меня пригласили присоединиться к работе агитбригад, деятельность которых по аналогии с концертными бригадами времён Великой Отечественной войны нацелена на поднятие морального духа, укрепление психологического состояния защитников Отечества. Очень важно сказать бойцам о том, что народ и страна, ребята, с вами! На протяжении всего этого времени мы с моими коллегами активно участвуем в концертных мероприятиях на линии боевого столкновения, в местах восстановления военнослужащих, местах дислокации подразделений, участвующих в СВО. Агитбригады формируются еженедельно, у нас получается выезжать раз в два месяца. Как правило, мы формируем свою агитбригаду, куда входят в том числе и народные артисты России, как мой старинный коллега по Москонцерту, грузин Гия Гагуа (группа Экс-ББ) - русский патриот. Есть француз, удивительный молодой человек Франсуа Модеме. По политико-идеологическим причинам он покинул Францию в 2014 году и с этого момента защищал Донбасс в составе народной милиции ДНР, прошел Сирию. Наша с ним встреча уникальна. Первый раз я увидел его со стены жюри музыкального шоу "Ну- ка, все вместе", в котором я состою четыре сезона. Он участвовал, и его зарубили, народ как-то у нас французов не жалует последнее время. Что он ветеран СВО, не объявили, он был как будто просто певец, который спел итальянскую арию. Потом Николай Басков сказал: если бы знали, что он с оружием в рукках 10 лет защищал наше Отечество, получил ранение, однозначно присудили бы больше баллов. На фото: Н. Цихелашвили и В. Абрамчук (солист группы "Партизан-ФМ"). У Франсуа хорошее музыкальное образование, в Донецке он продолжал учиться и поступил в Московскую консерваторию. У него великолепный тенор. В этом году заканчивает консерваторию, уже выступает приглашённым солистом Саратовской филармонии. Обожает русскую классику, пропагандирует нашу культуру. И вот я встретил его на своей просветительской лекции в консерватории на предмете "Обучение служению", где я рассказал о своём творчестве, жизненном пути, моих проектах, об их влиянии на нашу культуру, на воспитание подрастающего поколения, сложностях и препятствиях в миссии продвижения отечественной культуры. Я его узнал, хотя он сидел на галёрке и инициативы не проявлял. Попросил его остаться и рассказал о нашей агитбригаде. Франсуа откликнулся с огромной радостью, потому что сам искал возможность поехать поддержать бойцов уже как творческий элемент. Он ездил с нами в Луганскую народную республику к ребятам-штурмовикам. Нашего француза любят в агитбригаде. Ну, как не любить, он искренний, говорит на русском, вообще, таким русским парнем стал, и у нас вариантов не любить нет. Какие композиции вы исполняете в "творческих командировках" в зоне СВО? Пою свои песни. Выбираю, отталкиваясь от энергетики аудитории, вижу по лицам, что хотят услышать в этот момент. Если передо мной измождённые лица, зачем им ещё и грустные песни петь. Пою о любви, о радости, иногда немножко какой-то меланхолии. Там ребят нужно согреть, развеселить, дать им жизненной энергии. Всегда беру с собой альт, он мой спутник, я же альтист. К сожалению, моя супруга и творческий партнер – Радда Эрденко не может присоединиться к моим поездкам по семейным обстоятельствам. Благодаря моей деятельности и дружбе с Геннадием Николаевичем Трошевым, командующим 58-й армией, руководителем 1-ой и 2-ой чеченских кампаний, легендарным полководцем, бравшим города без боя, а талантом высокой дипломатии, у нас появилась песня на его слова: "Я выпью за ребят, как за живых". По христианской философии у Бога нет мёртвых. За столом, вспоминая ушедших, мы чокаемся бокалами или соприкасаемся руками. Но главное – они живые, мы не отделили их от нашего мира, и это особый драматизм песни. Музыку пишу я, но жена непосредственно участвует в процессе. Мы с ней нераздельны. Наши песни, длинные, с развёрнутым инструментальным вступлением и завершением, по форме напоминают оперную арию в сопровождении симфонического оркестра. Конечно, отличаются от шансона, иногда в подвижных композициях приближаются к поп- манере, но в основном тяготеют к классике. Мы с Раддой писали гимны по заказу Центра спецназначения. Уже есть целый цикл официальных гимнов, написанных для СОБР "Рысь", ОМОН "Зубр", ОМОН "Балтика", ОМОН "Бастион", неофициальный для отряда/группы "Альфа-антитеррор". Также вместе продолжаем заниматься проектами Радды. Она написала цикл на стихи её любимого автора Федерико Гарсия Лорки "Сонеты тёмной любви". Музыка Радды самобытная, с испано-цыганско-русским колоритом. У нас много планов, хочется их реализовать, готовые песни в столе лежат, ждут своей очереди. Вы больше цыган или грузин? Я, конечно, грузин. По отцу. Но благодарен Богу за русско-осетинскую смесь и мою супругу-цыганку с удивительной музыкальной культурой. Честно вам скажу, я погружён в цыганский фольклор и в музыку попал через него, это было время сразу после развала СССР. У нас с папой были планы, что я должен пойти по его стопам. Он начал путь в ташкентском суворовском училище, выйдя на пенсию, продолжал работать на оборону. Загранпаспорт получил за год до ухода из жизни и один раз успел съездить по нему в Грузию. Его отец, мой дед был сотрудником госбезопасности, одним из таких настоящих чекистов-патриотов. На фото: Радда Эрденко, Ляля-Мария и Николай Цихелашвили. Я учился в музыкальной школе у замечательного педагога, заслуженного деятеля искусств Штеймана Якова Исааковича, ученика Ямпольского. У него 14-летнего на глазах расстреляли маму в гетто, он сумел сбежать и пропартизанил всю войну. Был из семьи музыкантов, преподавателей минской консерватории. То обстоятельство, что я попал к фронтовику, тоже повлияло на меня. Мой дед-осетин приводил меня к нему в школу, они плакали вдвоём, два фронтовика, я это помню хорошо. Мы с моим другом композитором Гарри Канаевым сняли фильм его памяти. Откликнулся его внук, теперь даже поддерживаем контакты. Каждое 9 Мая мы с дедушкой шли в Парк культуры имени Горького. Он искал свои знамёна и встречался с однополчанами. Он мне столько рассказывал, больше, чем своим детям. Мне изливал душу, даже исповедовался, как ему пришлось расстреливать, именно расстреливать, фашистов. Книги мне завещал, но самое главное всегда говорил: когда меня не станет, ты возьмёшь мои ордена, наденешь и пойдёшь. Интересный факт. Паша в своё время предложил в качестве логотипа организации взять орден Красной звезды моего деда и как-то философски его изменить. Моя идея – лира вместо знамени у солдата, символ прославления подвига наших отцов, наших героев. Так и оставили, с надписью: "Общероссийский духовно-патриотический проект "Нашим Героям". Правда, когда мы пытались защитить этот логотип, нас не пропустили, потому что он очень повторяет орден, хотя тот и не является уже сегодня наградой в России. Я не имею право использовать его как товарный знак на дисках и продавать. Но в некоммерческой деятельности мы используем его часто в наших проектах. У нас проводится очень плотная работа. И наш флаг во всех делах – это АНО "Нашим Героям", который является определённым брендом. Мы часто не имеем финансирования, делая проекты. У меня точечно получается привлекать финансирование не только на культурологические проекты, но также мы помогаем ребятам приобретать технические, специализированные устройства, которые в нынешнее время очень важны. Помогаем бойцам приобретать форму, что-то ещё, не в большом масштабе, но что можем, то делаем. А кто помогает непосредственно вам и вашему проекту? И какие еще вы реализуете начинания? Сейчас активно подключается к нам моя коллега Екатерина Минсафина из Фонда слепо-глухих. С началом СВО они начали расширять свою деятельность. Екатерина оказывала психологическую помощь ребятам с серьёзными травмами, у неё был большой опыт, она привлекала также меня. Она – неоднократный участник нашей агитбригады, мы с ней вместе ездили. Она является членом президиума нашей организации, помогает, т.к. я не могу всем заниматься. Сейчас она занялась вопросом сбора средств ребятам, нуждающимся в операции, реабилитации, другими мерами поддержки. По нынешнему Законодательству официально разрешено собирать деньги некоммерческим организациям, уставные цели и задачи которых направлены именно на такие вопросы. Участвую ещё в очень интересном культурно-просветительском проекте, который осуществляется при поддержке Министерства культуры, сейчас идёт 2-й этап. Инициатором 1-ого этапа была моя организации – это музыкальные открытки Героям. У меня есть небольшое научно-исследовательское эссе о влиянии классической музыки на психо-эмоциональное состояние человека и важности слушания классической музыки. Пока в экспериментальном формате в Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных и ГМПИ им. Ипполитова-Иванова студенты, которые искренне хотели бы поддержать бойцов, записывают классические миниатюры. Чтобы музыканты в этот момент осознавали, для кого и зачем они это делают, а не абстрактно сыграли для чего-то и забыли. Я стараюсь донести до студентов важность этого понимания. Отдельно записывался звук, видео-обращение ректоров, затем это было передано военно-политическим подразделениям Росгвардии и Миноброны, а они уже загружали материалы на планшеты, находящиеся в подразделениях на руках у ребят. Стартует 2-й этап музыкальных открыток. Александр Рыжинский, ректор Гнесинки, загорелся такого рода коммуникациями между студенчеством и нашими ребятами. Задача классического музыканта и всех людей культуры – воспитывать нашу аудиторию, вовлекать уже сейчас тех ребят, которые вернувшись с поля боя, будут понимать, что в учреждениях культуры они получат настоящую психологическую поддержку. В музыкальных произведениях гениев заложено эмоциональное осмысление психологических проблем личности, музыка согревает и очищает душу, наполняет светом, радостью, стремлением жить. Это поможет человеку не сломаться. В плане международной деятельности я вхожу в состав российско-грузинского делового совета при торгово-промышленной палате. Задача - наладить диалог между молодёжью Грузии и России. Я разработал проект "По пути предков вместе". Проект интересен тем, что включает в себя и историю, и культуру, и архитектуру, и музыку, и культурный обмен между народами. Есть такие удивительные памятники древней культуры, как, например, Храм Тхаба-Ерды 7-го века в Ингушетии, построенный грузинами и ингушами, которые до 14-го века были православными христианами. Он требует глобальной реставрации. Но на территории этого архитектурного ансамбля уже есть в планах проводить регулярно встречи грузинской и российской молодёжи в рамках просветительских программ, фестивалей под открытым небом, чтобы таким образом подчеркнуть историко-культурное значение этих мест для наших народов. Таких мест много везде. Обязательно нужна такая инициатива, чтобы привлекать внимание общественности к этим объектам культурного наследия, искать финансирование, потому что многие находятся в плачевном состоянии, а там же когда-то вершилась история! Вы всем готовы протянуть руку помощи, когда-нибудь задумывались сколько человек вращается в вашей орбите? Я абсолютно далёк от статистики. Но тенденции моей души, сердца и разума стремятся объять весь земной шар, всё человечество. Близкий мне по духу Фёдор Филиппович Конюхов, штаб которого находится на соседней улице, с кем мне посчастливилось общаться, дружить, советоваться, на вопрос, зачем он путешествует, отвечает уникальной фразой: хочу увидеть весь мир, каким его создал Господь. Увидеть и почувствовать все стихии. А я хочу почувствовать то же самое через культуру. Мне близка идея Русского космического общества в истории гуманизма, ноосферы Вернадского – то самое позитивное, что создавалось всеми нашими предками в общечеловеческом формате. Музыка – это же тот самый язык, на котором когда-то, я уверен, общались наши предки до того, как речь стала прерывистой. Но всё равно, когда мы говорим, мы интонируем, поём, пропеваем какие-то фразы и так мы друг друга лучше понимаем. Человек в какой-то момент должен определиться – кто ты, что ты, где ты находишься, принять все факторы, проанализировать то, что тебе дано от Бога. Не просто так русская народная пословица гласит: где родился, там и пригодился. Совокупность всех факторов влияет на моё самосознание и развитие тех талантов, которые мне даны. Такой фактор – встреча с моим незабвенным учителем – Барсовым Виктором Наумовичем, дирижёром, педагогом, народным артистом РСФСР. Он возглавил кафедру дирижирования в Ипполитовке, на которую я поступил. Своим учением он посеял во мне тягу к симфонизму, пониманию глубин музыки. После его смерти у меня образовалась пустота, осталась недосказанность, недореализованность. Семя, посеянное Виктором Наумовичем, возрастало. Невозможно было, слушая бетховенскую симфонию не начать дирижировать, партитура была в руках, в голове, в сердце. Всё, что мы с ним проходили, это воспоминалось, жило. Оно было внутри, а развития не было. Теперь появилась возможность, и мне в 2022-м посчастливилось поступить к Симонову Юрию Ивановичу, восстановиться на факультет художественного управления оперно- симфоническим оркестром и академическим хором. Симфоническая музыка мне очень интересна, понимаю, сколько ещё предстоит всего изучить. На фото: Н. Цихелашвили и Т. Поповкин. Я дирижирую эстрадно-духовым оркестром в Клину. Я согласился на эту должность для того, чтобы коммуницировать, практически общаться с музыкантами, вырабатывать навык и умение подчинить себе взглядом людей, выходя к оркестру, ведь просто махания рукакми никто не поймёт. Выработка рефлексов в дирижировании очень важна в практическом смысле, только в этом случае музыканты считывают твою уверенность и понимают твои намерения, даже если у тебя в голове ещё отсутствуют многие вещи. Планирую в будущем ассистентуру и аспирантуру, если получится. Учиться хочу долго, иначе буду ограничен в развитии, душа будет испытывать голод. Гении, которые написали эту потрясающую музыку, живы в своих сочинениях. Кто, как не они, могут дать ответы на ряд вопросов, которые возникают по жизни?.. Вы всегда ставите себе сверхзадачу? Да, и от тех задач и целей, которые поставил, не отказываюсь, даже если нет сил, как говорится, и я лежу, но лежу в направлении этих задач ( смеётся ). Спасибо за интервью!