Андрей Максимов: Спектакль Марчелли "Женитьба" - история про одиноких людей

По сцене бегал робот-пылесос. Зрелище занятное: движется нечто, а людей нет. А я расстроился. Все-таки я пришел смотреть "Женитьбу" Гоголя в театр Моссовета в постановке его художественного руководителя Евгения Марчелли. Ну, вот, - печалюсь, сейчас станут мне доказывать, мол, современность Гоголя в модных костюмах и антуражах.

Андрей Максимов: Спектакль Марчелли "Женитьба" - история про одиноких людей
© Российская Газета

А Марчелли так не сделал. Он показал, что современность Гоголя в характерах, словах, людях. Молодая девушка по имени Агафья (очень хорошо, я бы сказал: сочно сыгранная Анастасией Беловой) выбирает женихов между весьма и весьма пожилыми дяденьками. Это что, не современная ситуация?

Анастасия Бугаева придумала хорошую точную декорацию. Абсолютно черный мир первого действия сменяется светлым шикарным миром действия второго. Работает на контрапункте: светлые надежды героев в первом акте - чернота одиночества акта второго. Черно-белый мир "Женитьбы" делает выпуклым и ярким умный свет Нарека Туманяна.

Абсолютно черный мир первого действия сменяется светлым шикарным миром действия второго

Вам хочется одиночества? Никому не хочется, но как же быть? Может быть, сваха поможет? Знаменитая Фекла Ивановна?

Имя героини часто определяет то, какой ее воплощают: эдакая Фекла Ивановна грузно выходит на сцену. Ольга Остроумова играет иное: сегодняшнюю сваху - женщину смелую и деловую, которая делает дело, никому не позволяя сомневаться в своих деловых качествах. Фекла Остроумовой - не слуга (каковой ее нередко играют), но хозяйка жизни. Остроумова делает это все блестяще.

Вообще, не так много найдется в мировой драматургии пьес, в которых было бы этакое изобилие разных и интересных характеров. Удача режиссера - если актеры смогли замысел драматурга реализовать. В спектакле Марчелли смогли. Мало того, режиссер вводит в спектакль персонаж, о котором Гоголь лишь упоминает: титулярный советник Пантелеев - пьяница и заика. Андрей Смирнов блестяще создает образ еще одного фатального одиночества.

Да, для меня спектакль Марчелли - история про одиноких людей. Через всю постановку проходит женский хор, поразительно красиво исполняющий русские народные песни. (Отдельный респект музыкальному руководителю Марии Галлиардт и хормейстеру Марии Репиной). И я вижу в нем то, что Марчелли, может, даже не закладывал: как здорово, когда много людей вместе делают красивое дело.

У героев спектакля вместе не получается. Андрей Рапопорт мастерки исполняет пронзительное одиночество своего милого героя матроса Жевакина. Анучкин, блестяще сыгранный Романом Кирилловым, человек, ищущий в жизни волшебное, в данном случае - чтобы жена знала по-французски. И так и проживающий жизнь, не отыскав невероятного.

Очень сложная задача стояла перед Сергеем Виноградовым, играющим Яичницу. Как сыграть вполне себе современного, молодящегося мужчину так, чтобы зритель не насмехался над ним, а жалел? Мне кажется, получилось. Не знаю, как он это делает: Сергей Виноградов - большой актер. Все тоже одиночество проглядывает за самоуверенностью и деловитостью его героя.

Марина Кондратьева с помощью режиссера превратила небольшую, в общем, роль тетки Агафьи Тихоновны в судьбу. Судьбу молодящейся, красивой женщины, которая категорически не хочет расставаться со свой юностью, пытаясь устроить жизнь, если не себе, так племяннице. В этой тетке много всего - и материнская любовь, и гнев, и стремление быть молодой. Интересно разгадывать.

Современный спектакль поставил Евгений Марчелли. Про нас

Хороший спектакль - это тот, в котором не скучно разбирать актерские работы, потому что они - суть. Огнедышащий актер Валерий Яременко играет невероятного Кочкарева. Всегда возникает вечный вопрос: а чего вдруг Кочкарев решил помогать Подколесину жениться? Яременко предлагает несколько ответов на выбор. Рыдая, его герой рассказывает о прелестях семейной жизни. Судя по всему, у него самого она не задалась, иначе вряд ли бы он проявлял лирические чувства к Агафье Тихоновне. Кочкарев плачет от того, что его жизнь прекрасна, и хочет, чтобы столь же чудесно все сложилось у его друга? Или потому, что ведает, насколько может быть ужасна семейная жизнь и не хочет страдать один? Яременко делает невозможное: он темпераментно играет боль человека. И у него получается.

И, наконец, Подколесин в исполнении Александра Яцко. Блестяще и неожиданно. Или, может быть, именно потому блестяще, что неожиданно. Яцко играет человека, который привык к своему одиночеству, к своей роли не участника, а наблюдателя жизни. Он спокоен, выдержан, не эмоционален, и при этом от него не оторвать взгляда.

Яцко играет человека, который знает, как стоит жить. И пусть все вокруг твердят, что жить надо (то есть принято) по-другому, он может даже заставить себя в это поверить, ведь вообще соглашаться проще, чем спорить. Но все равно все закончится тем, что Подколесин выпрыгнет в окно - к нам, в зрительный зал. И через зал быстро пойдет в свою привычную, одинокую жизнь. Есть такие люди, для которых стагнация - синоним счастья.

А Агафья Тихоновна останется одна в красивой свадебной одежде посреди сцены. И хор споет в ее честь печальную песню. И мы, зрители, подумаем, что за одиночество всегда кто-то в ответе, хотя бы сам человек. Часто и не он один.

Вот вам на сцене - много людей. Не плохих. И даже хороших. Но все одиноки. Даже прислуга в доме (слуг точно и внятно сыграли Камиля Фасахова и Александр Попело). Как же так? Почему столько одиночества среди хороших людей?

Современный спектакль поставил Евгений Марчелли. Про нас.